Социальное обслуживание семьи и детей

1. Детская социальная служба

Основными задачами детских социальных служб, существующих во многих странах, яв-

ляются следующие: обеспечение со стороны государства достижения семьей определенной степе-

ни экономической самостоятельности; профилактика насилия над детьми и их эксплуатации; соз-

дание и поддержка различных институциональных форм опеки, а также поддержка неинституцио-

нальных форм, в частности, «общинных».

Организационная структура детской социальной службы выглядит так: на уровне опреде-

ленной территориально-административной единицы существует специальное учреждение соци-

альной помощи детям, имеющее дочерние организации типа центров социальной помощи, распо-

ложенных в районах, где проживает большинство клиентов этих центров. Это учреждение сотруд-

ничает с «общинными» центрами помощи, находящимися на данной территории и представляю-

щими собой добровольческие организации жителей этого района. Необходимо подчеркнуть, что

деятельность детской социальной службы в зарубежных странах ориентирована не столько на ре-

бенка, сколько на семью в целом.

Например, специальное учреждение социальной помощи семье и детям в США предлагает

им следующие виды поддержки.

1. Организация специальных групп профессионального обучения для родителей, помощь по

трудоустройству.

2. Обеспечение присмотра за детьми, чьи родители работают в дневное или вечернее время.

3. Создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей.

4. Создание и поддержка служб защиты детей от насилия в семье.

5. Создание и инспектирование детских домов, а также работа с приемными семьями, на-

блюдение за адаптацией ребенка.

6. Развитие служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении

домашнего хозяйства и др.

Деятельность специального учреждения социальной помощи детям определяется, в основ-

ном, общегосударственной программой социального обслуживания, а также региональными пла-

нами. Вспомним, что в США существует программа помощи семьям с детьми на иждивении. Кро-

ме денежных выплат семьям оказываются перечисленные выше услуги, причем, бесплатно. Се-

мьи, не входящие в число пользователей указанной программы, также могут обращаться за выше-

перечисленными услугами, но уже за некоторую плату. Определенные услуги, например, защита

детей от домашнего насилия оказывается бесплатно всем категориям населения. Кроме того, в

экстремальных ситуациях социальная служба берет на себя заботу о детях, независимо от уровня

доходов семьи.

Структурно детская социальная служба включает:

• отдел информации, который осуществляет сбор и обработку информации о работе служ-

бы и потребностях клиентов;

• отдел апелляций, куда можно подать жалобу. Например, в Великобритании в детской

социальной службе имеется книга жалоб и она доступна клиентам. Жалоба обязательно

рассматривается, сначала сотрудником, ответственным за эту работу, затем, если клиент

остается неудовлетворенным, независимым специалистом.

• консультативный совет, в который входят представители различных социальных служб,

члены профсоюзов, общественных организаций, частные лица, клиенты. Этот совет об-

суждает вопросы планирования по оказанию помощи детям и семье, распределяет де-

нежные средства, оценивает эффективность деятельности служб, осуществляет связи го-

сударственной социальной службы с другими формами организации помощи детям.

2. Семья в системе социальных служб: проблемы взаимоотношений

Любой социальный работник знает, что семья, при всей ее автономности, не висит в без-

воздушном пространстве, она тысячами нитей связана с внешним миром, с различными организа-

циями и системами. К таким организациям относятся социальные агентства, образовательные уч-

реждения, больницы, система надзора и ухода по месту жительства, геронтологическая помощь т.

п.

Часто семья и социальные агентства объединяются крайне неудачно, образуя, заведомо

обреченные, на неуспех системы. Это ведет, с одной стороны, к вспышкам гнева и проявлениям

цинизма у социальных работников, а с другой – к разочарованности и озлоблению клиента и его

семьи. И эти плохие взаимоотношения затем воспроизводятся на многих уровнях, так что прогресс

становится почти невозможным. Семьи жалуются на деспотизм социального помощника и прину-

дительный характер помощи или же плохое качество работы. А профессионалы сетуют на непо-

нимание их добрых намерений со стороны семей.

Эван Имбер Блек, американская исследовательница этих проблем, пишет, что есть специ-

фические модели, скрытые до поры до времени внутри семей. Они начинают действовать только

при вовлечении семьи в сферу действия социальных служб. Аналогичные модели скрыты в недрах

самих социальных служб, и они тоже приходят в действие, сталкиваясь с моделью семьи. В таких

случаях ситуация заходит в тупик. Рассмотрим наиболее типичные случаи таких тупиковых си-

туаций, описываемых автором.

Многие семьи на протяжении целых поколений бывают связаны с социальными работни-

ками, которые определяют их развитие и руководят их жизнью. Появляются все новые и новые

помощники, они приходят в некую давно сложившуюся среду, и с этим связаны их удачи или про-

валы. Новый помощник заменяет прежнего, но серийная модель поведения семьи остается преж-

ней. Скажем, семья, которая в прежних поколениях воспринимала помощь как принудительную,

как насилие, привыкла к вечным конфликтам с социальным работников, нового профессионала,

наверняка, встретит с озлоблением и недоверием.

Может сложиться и обратная ситуация: бабушка с дедушкой прибегали к помощи соци-

ального работника при всяком удобном случае. Их дети и внуки делают сейчас то же самое, даже,

если оказываемая помощь не всегда была в прошлом действенной и сейчас не сулит особенных

надежд.

В каждой семье существуют определенные правила, в соответствии с которыми семья

встречает социального работника. Если это правило гласит: «не выноси сор из избы», то контакт

будет весьма затруднительным. Никто этого не скажет специалисту напрямую, но он очень скоро

почувствует возрастающее отчуждение. Это может привести к тому, что помощник, работающий с

семьей, охарактеризует ее как замкнутую, неподдающуюся влиянию. С этим ярлыком семья будет

жить дальше, и каждый новый пришелец из социальной службы будет изначально ориентирован

на негатив. А семья будет искренне считать всех социальных работников назойливыми, мешаю-

щими жить людьми.

В иных семьях возникает ситуация еще более запутанная, потому что мать происходит из

вышеописанного типа семьи, а отец из семьи, где охотно делились невзгодами с посторонними и

искали у них помощи. В этом случае может развернуться настоящая драма с запутанными интри-

гами помощников с контактным отцом против замкнутой в себе матери. В этнически неоднород-

ных семьях такая драма может, даже перерасти в трагедию. К личному опыту каждого родителя

примешивается нравственный императив иной этнической культуры. Если вдобавок сам социаль-

ный работник является носителем традиционных западных ценностей, то налицо очередной тупик,

выйти из которого очень трудно.

В некоторых семьях существуют неписанные правила относительно разделения по поло-

вому признаку: кто может получать помощь и кто обязан обеспечить эту помощь. В западной

культуре, как известно, традиционно помощь должна просить женщина. У мужчин это считается

проявлением слабости. Но посторонняя помощь будет принята, наоборот, только от женщины или

же только от мужчины.

Здесь важен еще один фактор: кто уважаемый родственник в той или иной семье. Мужчи-

на это или женщина, находится поблизости или отрезан от семьи какими-либо обстоятельствами

(развод, конфликт, переезд, эмиграция, смерть). Многие семьи обращаются в социальную службу,

чтобы заполнить образовавшийся вакуум, оставшийся после близкого и авторитетного по крови

человека. Важно и то, одобряют ли такие родственники обращение за посторонней помощью. Ес-

ли нет, то семья будет метаться от одного социального работника к другому в поисках «любимой

тети».

Разрушительные последствия вызывает развод. Тут важно знать точку зрения отсутствую-

щего супруга на профессиональную помощь. Если мать пытается получить такую помощь, а дети

уверены, что отец был бы против, то отношения социального работника и членов такой семьи не

сложатся.

Окружение одиноких родителей нередко дает им понять, что их семья ущербна и нуждает-

ся в многочисленных помощниках извне. Как правило, социальные работники пытаются воспол-

нить отсутствующего родителя, но, не являясь членами семьи, они в своих действиях обречены на

неудачу. Это еще один классический тупик в социальной работе с семьей.

Некоторые семьи вовлекают в свои проблемы множество профессионалов в попытке от-

влечься от семейных распрей. Но самим помощникам об этом не говорят, более того, приглашая

нескольких сразу, не сообщают им друг о друге, и те действуют автономно, каждый по своему ус-

мотрению, запутывая ситуацию окончательно.

Вот несколько моделей семьи, требующих осмотрительного и вдумчивого подхода к рабо-

те с ними, в частности, осторожности в навешивании ярлыков и секретности в работе социальных

служб. В зарубежной литературе есть мнение, что активное вмешательство рекомендуется только

в тех случаях, когда социальный работник помогает снять печать отверженности с семьи или ее

отдельных представителей.

К сожалению, у большинства социальных служб, тем более у столь молодых, какими яв-

ляются эти службы в России, нет перспективного видения, поскольку они считают само наличие

проблем признаком патологии. Ограниченность перспективного видения негативно отражается в

работе социальных служб, способствует появлению чувства безнадежности и подавленности у со-

циальных работников. Для них характерны широкие обобщения, огульные суждения о целых ка-

тегориях населения, упущенные возможности и «зацикленность» на недостатках. К примеру, не-

полные семьи рассматриваются только с точки зрения недостаточности, а не с позиций внутрен-

них сил и возможностей таких семей. Вероятно, хватило бы мобилизации внутренних ресурсов и

финансовой поддержки, но вместо этого отражается целая армия «нянек» и наставников, пока у

семьи не возникнет зависимость от посторонней помощи.

3. Услуги по оказанию помощи семье в воспитании и уходе за детьми

В настоящее время в странах Запада и США приобретает большое значение уход за детьми

в дневное время. Услуги по уходу за детьми в дневное время могут осуществляться как на дому,

так и в различных центрах, находящихся под государственным или частным контролем или в

семьях, которые берут на себя заботу о нескольких детях. Последние получили в США название

семейные детские центры.

Такие детские учреждения семейного типа получают в настоящее время все большее рас-

пространение в странах Западной Европы и США. Чаще всего в роли организаторов таких учреж-

дений выступают соседи. Детское учреждение семейного типа организуется неработающими

женщинами, имеющими на попечении собственных детей (как правило, это многодетные семьи) и

берущимися присматривать за детьми соседей в дневное время. Чаще всего группа состоит из 3-4

детей, что меньше численности, официально установленной для государственных детских учреж-

дений. В обществе существует озабоченность, что ситуацию никто не контролирует, что люди,

берущиеся за уход чужих детей, не связаны с официальными службами, не прошли соответст-

вующей подготовки. Тем не менее, эта форма оказалась очень жизнестойкой, и в настоящее время

к такой соседской взаимопомощи прибегает несколько миллионов американских семей. Распро-

странена такая, близкая к условиям семьи, форма ухода за детьми, и в западных странах. В Герма-

нии эту форму называют «дневная мама». В соответствии с новым Законом о помощи детям и мо-

лодежи, вышедшем в Германии в 1990 году, дневная мама получает компенсацию за свои расходы

и имеет право на консультативную помощь по всем вопросам ухода за детьми.

Увеличение спроса на услуги по уходу за детьми происходит в значительной степени ре-

зультате роста уровня занятости матерей и изменение состава семей. Число разводов влечет за со-

бой увеличение количества работающих женщин. Однако, как отмечают американцы, самый рез-

кий рост занятости наблюдается среди матерей с маленькими детьми. В разных странах в настоя-

щее время – это актуальная проблема.

В Германии расширение сети детских дошкольных учреждений входит в компетенцию фе-

деральных земель и органов местного самоуправления. В Финляндии также муниципалитеты от-

вечают за обеспеченность детей дневным уходом. Из-за того, что мест в садах не хватает, местные

власти в Финляндии предлагают семьям, имеющим детей до 3 лет, выбрать или муниципальный

дневной уход или пособие в обеспечении семейного воспитания. Обеспечиваются садом дети в

первую очередь, имеющие вескую причину. Кстати, в Финляндии в малонаселенных районах му-

ниципалитеты содержат передвижные садики, которые работают по гибкому графику.

Во многих странах вопросы качества ухода за детьми в детских дневных учреждения, в ча-

стности, в садах, были предметом детального обсуждения и исследования. Например, в Америке

было проведено исследование, как различные параметры ухода влияют на развитие детей (числен-

ность групп, квалификация персонала и пр.).

В США отмечается рост детских учреждений, созданных коммерческими компаниями.

Самая крупная из таких сетей – «Киндер кэр» – имеет более 950 центров в США и Канаде. Вторая

по значению «Пти академи» имеет 400 центров в 24 штатах.

Приобретают значение услуги по уходу за больным ребенком для работающих родителей.

Эти услуги могут оказываться на дому, например, посылается сиделка на дом («Мама в аренду» в

Портленде). Ряд детских центров открывает лазареты («Чихаю и кашляю» в Метэйре, штат Луи-

зиана, «Куринный суп» в деловой части города Миннеаполиса, «Сопим и хрипим» в Беркли и ряд

других).

Широко распространены в Германии лечебно-профилактические дневные учреждения для

детей. Это организации, в которых дети пребывают ежедневно с 8 до 17 часов. Они отличаются от

детских садов и приютов своими целевыми группами и специальным лечебно-профилактическим

и терапевтическим обслуживанием. Сюда принимаются дети дошкольного и школьного возраста,

которые своим поведением и своей психической конституцией обращают на себя внимание и ну-

ждаются в интенсивной лечебно-педагогической и терапевтической помощи. Преимущество дан-

ных учреждений в отличие от других, например интернатных, в том, что они могут работать с ро-

дителями, посредством совета, терапии и, если необходимо, вмешательства в ситуации семейного

кризиса. В этом учреждении формируется небольшая группа детей, преимущественно от 6 до 8

человек с двумя педагогами и дополнительно к ним общей квалификационной службой дипломи-

рованных психологов, терапевтов, социальных педагогов, логопедов, которые работают с детьми и

родителями и сотрудничают со школой.

Широко развиты в зарубежных странах Центры семейного воспитания и семейной кон-

сультации. Работа в этих центрах имеет преимущественно психолого-педагогический характер и

ее основная цель – помочь семьям или супругам, у которых проблемы взаимоотношений привели

к нарушениям в поведении и коммуникабельности у детей и самих родителей. Основная форма

работы – беседа, причем, она осуществляется только на добровольной основе. Практикуются и

относительно новые формы социально-педагогической помощи семье: непосредственное участие

социального работника в жизни семьи, когда по добровольному соглашению с клиентом социаль-

ные работники наблюдают жизнь семьи в будничной обстановке. Свои наблюдения специалисты

обсуждают вместе с членами семьи и вместе ищут выход из создавшейся ситуации. Эта работа

довольно сложна, она требует длительного сотрудничества с семьей и возможна лишь при согла-

сии всех членов семьи. Она используется в тех случаях, когда другие формы консультации и соци-

ального обслуживания оказались не очень результативными.

В настоящее время консультативная помощь семье и детям становится все более диффе-

ренцированной за счет возросшей специализации социальных работников. Например, в Германии

помимо центров семейной консультации, работают специальные консультационные центры для

молодежи, для матерей и отцов – одиночек, для детей, употребляющих алкоголь и наркотики, а

также детей, совершающих правонарушения, суицид и пр.

Во многих странах организованы специальные услуги по информированию родителей по

вопросам, связанным с уходом за детьми. Например, в США существуют специальные информа-

ционные службы, которые финансируются местными властями, местными органами, организаци-

ей «Общий путь Америки» и корпорациями. Самая обширная программа по информированию ро-

дителей об услугах по уходу за детьми действует в настоящее время в Калифорнии.

4. Контактная модель работы с семьей в Швеции

Национальная добровольная программа «Контактная модель работы с семьей» начала дей-

ствовать в Швеции с 1982года.

Суть ее в том, что местные комитеты социального обеспечения подбирают семьи или от-

дельных лиц для оказания поддержки другим семьям, находящимся в трудном положении. Подби-

раемые лица – это обычные люди без профессионального опыта, но умеющие контактировать,

поддержать, помочь другим. Кроме основной цели – оказание поддержки, контактная модель ра-

боты с семьей позволяет: 1) расширить сеть обслуживания клиента; 2) предотвратить отчуждение

родителей и детей; 3) дать детям возможность устанавливать отношения с другими взрослыми и

иметь в качестве образца человека мужского или женского пола; 4) дать родителям возможность

провести выходные по собственному усмотрению; 5) поддерживать родителей в их родительской

роли.

Контактная модель используется в работе с разными типами семей: неполными, находя-

щимися в разводе, употребляющими алкоголь и наркотики, имеющими детей-инвалидов, молоды-

ми семьями.

Для работы с семьей по контактной модели готовятся так называемые секретари по кон-

тактам, которые являются социальными работниками и выполняют только эту функцию. Швед-

ские специалисты отмечают, что социальные работники, специализирующиеся на этой работе,

обычно очень заинтересованы в ней, долгое время остаются на этой работе, поскольку она позво-

ляет увидеть положительную обратную связь со стороны семей для контакта и клиентов.

Секретари контактного обслуживания проходят специальную подготовку. Она включает в

себя индивидуальное консультирование, а также групповую работу в форме тренинга. Это позво-

ляет социальным работникам глубже понять роли членов семьи, вовлеченных в различные кон-

фликты. Проводятся также курсы, на которых секретари разных районов встречаются, обменива-

ются взглядами, опытом. Например, секретари контактной службы из шести агентств г. Стокголь-

ма встречаются один раз в месяц, чтобы обсудить различные вопросы, связанные с работой с

семьей.

Подбор семей или лиц для контакта осуществляется разными способами.

1. Подбор, ориентированный на клиента. В этом случае осуществляется поиск лица или се-

мьи для контакта с определенным клиентом. Иногда клиент сам предлагает семью или от-

дельного человека, которому он доверяет.

2. Индивидуально ориентированный подбор. Он заключается в попытках убедить определен-

ных лиц, подходящих для контакта взять на себя ответственность и поработать с семьей.

3. Общий подбор. Он заключается в использовании средств массовой информации для при-

влечения широкого круга людей, из числа которых могут быть подобраны лица для кон-

такта.

Начальный этап работы с семьей или лицами для контакта обычно связан с обсуждением

многочисленных вопросов, которые возникают у лиц, желающих общаться с той или иной семьей.

Как правило, эти вопросы связаны с мерой активности контактной семьи. Должны ли они сами

звонить клиенту или ждать, пока тот сам позвонит? Каким должен быть контакт? Обсуждая эти

вопросы, секретарь контактной службы обязательно проясняет и то, что можно ожидать от клиента.

В дальнейшей работе с семьями или лицами для контакта используются групповые мето-

ды. Организуются встречи семей или лиц для контакта для совместного обсуждения возникающих

проблем. Обычно такие встречи проходят раз в месяц и на них обсуждаются темы общего харак-

тера. Отдельные случаи обсуждаются в условиях строгой профессиональной тайны.

Кроме этой формы работы с семьями или лицами для контакта используется обучение в

форме вечерних семинаров по определенной теме или в форме кружков. Кружки обычно состоят

из группы людей и подготовленного лидера, они встречаются один раз в неделю и обсуждают ин-

тересующие темы на основе заранее составленного плана. Обсуждаться могут, например, такие

темы как: 1) риск для детей; 2) помощь избиваемым женщинам;. 3) семейные отношения; 4) рабо-

та в качестве лиц для контакта. Опыт шведских специалистов показывает, что очень важно при-

влекать людей к планированию образовательных программ.

Когда принято решение представить, например, одинокой матери семью для контакта, уст-

раивается встреча этой матери с секретарем службы. Это необходимо для осуществления лучшего

выбора. Как говорят шведские специалисты, профиль клиента должен быть как можно более яс-

ным и четким. Обычно первая встреча с клиентом, которую секретари называют «печем пироги»,

посвящена повседневным делам. Родителю необходимо дать возможность разговориться о своих

детях, атмосфере в семье. При этом очень важно, чтобы клиент почувствовал заинтересованность

специалиста в семейных делах и благополучном разрешении проблемных ситуаций.

Секретарь контактной службы знакомит клиента с тем, как выбирается «правильная» се-

мья и что будет представлять собой контракт о контактных отношениях, когда обе стороны при-

мут решение. Важно отметить, что выбор семьи для контакта производит секретарь службы. Сто-

роны не выбирают друг друга. Если контактные отношения не действуют, следовательно, секре-

тарь сделал неправильный выбор. Именно поэтому необходимо обсуждение многих вопросов на

первой встрече. Это делает процесс контакта семей менее драматичным. На ранней стадии дети в

контакт не вовлекаются. Необходимо, чтобы прошло какое-то время для установления прочных

отношений.

Для того чтобы найти «правильную» контактную семью для клиента, требуется немало ин-

туиции и импровизации. Понимание потребностей клиента и нахождение нужных людей, отве-

чающих этим потребностям, - это две стороны трудной задачи. Здесь необходимо обдумать все,

даже самые, казалось бы, незначительные факторы.

5. Деятельность служб защиты детей от насилия в семье в США

Начиная с 70-х годов, в международной практике социальной работы прочно обосновалось

такое направление деятельности, как защита прав ребенка. Возникновению этого направления со-

циальной работы предшествовали такие, участившиеся, документально подтвержденные факты,

как беспризорность детей при живых родителях, жестокое обращение с детьми, находящимися в

стационарных детских учреждениях и приемных семьях, неоправданное сокращение образова-

тельных и воспитательных программ в интернатах для детей-сирот.

Защита прав детей социальными работниками ведется в разных странах на разных уровнях

и закреплена разными законодательными актами. Рассмотрим подробнее деятельность социаль-

ных работников по защите детей от плохого и пренебрежительного отношения к ним в США.

Большое значение для развития служб защиты детей в США имела работа педиатра Генри

Кемпа, встревоженного растущим числом детей, страдающих, по его словам «синдромом изби-

ваемого ребенка». С его участием был проведен специальный симпозиум. Опубликованный Дет-

ским Бюро США проект закона послужил образцом для руководства штатов, которые начали при-

нимать соответствующие законы для социальных работников.

В 1974 году в США вышел общий национальный Закон о предотвращении плохого обра-

щения с детьми и ликвидации его последствий. В соответствии с ним был создан Национальный

Центр по проблемам жестокого обращения с детьми и проблемам запущенных детей. В настоящее

время этот Центр несет ответственность за координацию служб защиты детей, обеспечивает прак-

тическую помощь штатам и финансирует некоторые исследовательские проекты.

Современная система служб защиты детей в США включает четыре аспекта деятельности:

сообщение, расследование, вмешательство и завершение дела.

Сообщение. В некоторых штатах предписывается всем гражданам сообщать о случаях

плохого обращения с детьми. В других – это требуется только от медиков, психиатров, учителей.

Однако, любой человек может сделать сообщение. Сообщение должно быть послано в определен-

ный промежуток времени (обычно 24 часа) в агентство социальной службы защиты детей или в

полицию. В законах штатов обеспечивается неприкосновенность лиц, делающих сообщение, пре-

дусматривается наказание за нарушение конфиденциальности.

Расследование дела. После получения сообщения необходимо тщательно его расследовать.

В экстренных случаях нужно сразу же вступить в контакт с семьей, в менее угрожающих случаях,

это можно сделать в течение 48 часов. В США службам защиты детей предписано работать 24 ча-

са в сутки и ежедневно. Обычно расследование начинается с посещения семьи, где социальный

работник обсуждает сообщение с родителями, наблюдает ребенка и оценивает условия жизни. Во

время расследования социальный работник должен проводить регулярные медицинские и психо-

логические освидетельствования пострадавшего. Медицинские службы имеют право госпитализи-

ровать ребенка в качестве временной защиты, даже если в этом нет необходимости, без обращения

к родителям. Социальный работник может обратиться в суд, если родители сопротивляются. Он

может контактировать с разными специалистами и людьми, имеющими отношение к данной се-

мье. При этом необходимо быть предельно осмотрительным, обсуждая различные детали проис-

ходящего. Специалист должен, по сути, ответить на два вопроса: правдивы ли обвинения и какова

степень опасности для жертвы? В случае подтверждения заводится дело о защите ребенка и ведет-

ся до тех пор, пока это необходимо. Если обвинения подтверждаются не полностью, дело не заво-

дится, но социальный работник периодически интересуется положением ребенка в семье. В случае

если ребенку грозит серьезная опасность, социальный работник, используя штатное законодатель-

ство, должен немедленно изолировать ребенка от семьи. Период нахождения ребенка вне дома и

особенности его содержания определяются специалистами и властями на местах. Они должны ре-

шить продолжит соц. работник дело или его передать работнику стационарного учреждения, куда

помещен ребенок.

Вмешательство. Оно включает конкретную услугу, поддержку и терапию. Конкретная ус-

луга связана с улучшением материального положения в семье. Многие авторы считают, что при-

чина плохого обращения с детьми, как правило, кроется в недостаточном семейном доходе. Кон-

кретная услуга может выражаться в денежной помощи, в виде продуктов, одежды, оплаты жилья и

транспорта. Поддержка направлена на изменение качества семейной жизни и индивида. Сюда

входит домоводство, дневной уход, медицинское обслуживание, классы для родителей и пр. Тера-

пия как вид вмешательства осуществляется различными агентствами в общине и предполагает те-

рапию индивидов, семейных пар, в целом семей. По мнению ученых, хорошо работают в этом

случае нетрадиционные методы: группы взаимопомощи жестоких родителей («Анонимные роди-

тели»). Группы таких родителей существуют сейчас по всей стране.

Завершение дела. Предполагается, что оно может быть завершено в течение 3-12 месяцев.

Однако, как показывает опыт, на практике это длится долее. Дело может быть прекращено по трем

причинам. В лучшем случае – ситуация в семье улучшилась и ребенку ничто не угрожает, в худ-

шем – никаких улучшений, в этом случае дети изолируются и помещаются в приемные учрежде-

ния. В таком случае дело о защите ребенка закрывается и открывается новое дело о содержании

ребенка в приемном учреждении. И, наконец, дело может быть прекращено, если же минимальные

улучшения есть или же их нет, но агентство израсходовало запасы ресурсов или времени, а также,

если семья отказывается сотрудничать, а социальный работник не имеет достаточных оснований

для обращения в суд.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время главное внимание специалистов за рубе-

жом направлено от карательных мер к социальному терапевтическому воздействию. Вмешатель-

ство на ранних этапах основывалось на наказании родителей и отлучении от них ребенка. Сегодня

главное внимание направлено на исправление линии поведения родителей и сохранение семьи, а

не на карательные меры, как было ранее.

В зарубежной литературе отмечается, что в настоящее время возросло число сообщений о

случаях сексуального насилия над детьми. Охрана детей, терапевтические меры и правовые про-

цессы – это необходимые формы вмешательства и контроля, которые обозначают разную ответст-

венность.

Обнадеживающим фактором, пишут американские авторы, стало признание, особенно на

местном уровне, что сфера защиты детей – это не только деятельность агентств, но и междисцип-

линарная проблема, требующая усилий разных специалистов. Многие общины стремятся созда-

вать соответствующие междисциплинарные команды для углубления сотрудничества между раз-

личными агентствами. Такие команды, например, создаются на базе местной больницы и включа-

ют в себя больничный персонал, что естественно облегчает работу социальному работнику, если

ему необходимо определить медицинский диагноз, систему лечения и составить программу реа-

билитации семьи. Междисциплинарные команды, созданные на местном уровне, принимают уча-

стие в процессе подготовки социальных работников, консультируют тех, кто ведет дела по защите

детей. И, наконец, такие команды, имеющие особое финансирование, обеспечивают диагностику и

осуществляют терапию в особо сложных ситуациях.

6. Мостовая семья как форма устройства детей в Великобритании

Семейный проект «Мостовая семья» был разработан в Великобритании в 1979 году (Кол-

честер).

Причиной создания нового проекта послужили неудачные размещения детей после детско-

го дома в приемные семьи. Выяснилось много общих и частных факторов, которые послужили

причиной отказа семей от приемных детей. Вместе с тем специалисты обнаружили и обнадежи-

вающие обстоятельства. Оказалось, что дети, пережившие неудачное размещение, все-таки полу-

чили от него пользу. Они начали приобретать практические навыки и даже стали лучше себя вес-

ти. Испытав привязанность, они сами стали выражать свою привязанность. У них зародился вкус к

жизни в семье, и почти каждый ребенок хотел совершить еще одну попытку устроиться в семью.

Таким образом, родилась идея нового способа устройства детей «трудных для размещения» –

Мостовая семья. Проект был разработан для решения следующих задач.

1. Дать почувствовать ребенку, находящемуся в детском доме вкус семейной жизни и помочь

специалистам оценить его способность жить в обычной семье.

2. Помочь выявить поведенческие проблемы у ребенка, до того как он войдет в «новую» се-

мью.

3. Стать мостовой семьей детям, пережившим неудачное размещение, ободрить и помочь

преодолеть поведенческие проблемы, перед следующей попыткой размещения.

4. Предоставить краткие передышки приемным семьям, чьи дети имеют серьезные физиче-

ские или умственные недостатки.

5. Предоставить краткосрочный опыт «обычной семейной жизни» детям от 16 лет и старше

(слишком взрослым для усыновления). Таким детям срочно необходим опыт жизни в до-

машней обстановке, прежде чем они начнут жить самостоятельно.

Все размещения в мостовые семьи осуществляются на контрактной основе. Контракт со-

гласовывается и подписывается мостовой семьей, курирующим ребенка работником местного ор-

гана власти и сотрудником семейного проекта. В контракте отражены обязанности семьи в отно-

шении ребенка, содержатся инструкции по медицинским аспектам, контактам с кровными родст-

венниками и расписаны обязанности социальных работников. Все дети размещаются на ограни-

ченный срок (обычно 6 месяцев) с возможностью его продления по соглашению сторон. Мостовой

семье предоставляется возможность выбора ребенка, во внимание принимаются также возраст,

запросы других детей, воспитывающейся в этой семье.

Обязанности мостовой семьи в отношении ребенка: 1) хороший уход; 2) обучение основ-

ным нормам социального поведения; 3) корректировка вредных привычек; 4) ведение ежедневни-

ка и написание отчетов; 5) тесный контакт со школой; 6) встречи с социальным работником; 6)

регулярные медицинские осмотры; 7) помощь ребенку в осмыслении его прошлого и будущего; 8)

демонстрация без прикрас семейной жизни; 9) подготовка к перемещению в постоянную семью;

10) забота и сопровождение после размещения.

Мостовые семьи отбираются и обучаются так же, как усыновители и приемные семьи, уча-

ствующие в проекте. Кроме того, уже приступив к работе, мостовые семьи могут участвовать в

тренингах для сотрудников проекта, а если это необходимо, то для них организуются специальные

тренинги.

Деятельность мостовой семьи оплачивается, если только ребенок проживает в ней. Каждой

семье выплачивается вознаграждение в размере 60 стерлингов в неделю и пособие на содержание

ребенка. При этом семья сама платит все налоги и страховые взносы. Деньги семьям выплачивает

социальная служба, и выплаченные суммы в согласованное время возвращаются ей соответст-

вующими местными органами власти. Не предусмотрено никаких выплат за специальные услуги и

никаких других выплат, кроме проездных расходов.

Каждая семья связана с координатором проекта «Мостовая семья». Он несет ответствен-

ность за личные нужды семьи, следит за соблюдением условий контракта, своевременностью вы-

плат, предоставлением необходимой помощи. Кроме того, пока ребенок проживает в мостовой

семье, курирующий ребенка работник местных органов власти или работник проекта обязаны его

посещать.

Итак, уже более двадцати лет в Великобритании действует Мостовая семья как форма за-

боты о детях, лишенных родительского попечения. Уже накоплен значительный опыт, который

показал, что мостовая семья – это полезная и маневренная служба, помогающая найти усыновите-

лей и приемных родителей детям, воспитывающимся в детском доме. Кроме того, как считают

английские специалисты, в мостовые семьи можно размещать детей, еще не поступивших в сис-

тему опеки. Долгосрочной целью такого размещения было бы усыновление ребенка или воссоеди-

нение его с кровной семьей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: