1. Детская социальная служба
Основными задачами детских социальных служб, существующих во многих странах, яв-
ляются следующие: обеспечение со стороны государства достижения семьей определенной степе-
ни экономической самостоятельности; профилактика насилия над детьми и их эксплуатации; соз-
дание и поддержка различных институциональных форм опеки, а также поддержка неинституцио-
нальных форм, в частности, «общинных».
Организационная структура детской социальной службы выглядит так: на уровне опреде-
ленной территориально-административной единицы существует специальное учреждение соци-
альной помощи детям, имеющее дочерние организации типа центров социальной помощи, распо-
ложенных в районах, где проживает большинство клиентов этих центров. Это учреждение сотруд-
ничает с «общинными» центрами помощи, находящимися на данной территории и представляю-
щими собой добровольческие организации жителей этого района. Необходимо подчеркнуть, что
деятельность детской социальной службы в зарубежных странах ориентирована не столько на ре-
|
|
бенка, сколько на семью в целом.
Например, специальное учреждение социальной помощи семье и детям в США предлагает
им следующие виды поддержки.
1. Организация специальных групп профессионального обучения для родителей, помощь по
трудоустройству.
2. Обеспечение присмотра за детьми, чьи родители работают в дневное или вечернее время.
3. Создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей.
4. Создание и поддержка служб защиты детей от насилия в семье.
5. Создание и инспектирование детских домов, а также работа с приемными семьями, на-
блюдение за адаптацией ребенка.
6. Развитие служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении
домашнего хозяйства и др.
Деятельность специального учреждения социальной помощи детям определяется, в основ-
ном, общегосударственной программой социального обслуживания, а также региональными пла-
нами. Вспомним, что в США существует программа помощи семьям с детьми на иждивении. Кро-
ме денежных выплат семьям оказываются перечисленные выше услуги, причем, бесплатно. Се-
мьи, не входящие в число пользователей указанной программы, также могут обращаться за выше-
перечисленными услугами, но уже за некоторую плату. Определенные услуги, например, защита
детей от домашнего насилия оказывается бесплатно всем категориям населения. Кроме того, в
экстремальных ситуациях социальная служба берет на себя заботу о детях, независимо от уровня
доходов семьи.
Структурно детская социальная служба включает:
|
|
• отдел информации, который осуществляет сбор и обработку информации о работе служ-
бы и потребностях клиентов;
• отдел апелляций, куда можно подать жалобу. Например, в Великобритании в детской
социальной службе имеется книга жалоб и она доступна клиентам. Жалоба обязательно
рассматривается, сначала сотрудником, ответственным за эту работу, затем, если клиент
остается неудовлетворенным, независимым специалистом.
• консультативный совет, в который входят представители различных социальных служб,
члены профсоюзов, общественных организаций, частные лица, клиенты. Этот совет об-
суждает вопросы планирования по оказанию помощи детям и семье, распределяет де-
нежные средства, оценивает эффективность деятельности служб, осуществляет связи го-
сударственной социальной службы с другими формами организации помощи детям.
2. Семья в системе социальных служб: проблемы взаимоотношений
Любой социальный работник знает, что семья, при всей ее автономности, не висит в без-
воздушном пространстве, она тысячами нитей связана с внешним миром, с различными организа-
циями и системами. К таким организациям относятся социальные агентства, образовательные уч-
реждения, больницы, система надзора и ухода по месту жительства, геронтологическая помощь т.
п.
Часто семья и социальные агентства объединяются крайне неудачно, образуя, заведомо
обреченные, на неуспех системы. Это ведет, с одной стороны, к вспышкам гнева и проявлениям
цинизма у социальных работников, а с другой – к разочарованности и озлоблению клиента и его
семьи. И эти плохие взаимоотношения затем воспроизводятся на многих уровнях, так что прогресс
становится почти невозможным. Семьи жалуются на деспотизм социального помощника и прину-
дительный характер помощи или же плохое качество работы. А профессионалы сетуют на непо-
нимание их добрых намерений со стороны семей.
Эван Имбер Блек, американская исследовательница этих проблем, пишет, что есть специ-
фические модели, скрытые до поры до времени внутри семей. Они начинают действовать только
при вовлечении семьи в сферу действия социальных служб. Аналогичные модели скрыты в недрах
самих социальных служб, и они тоже приходят в действие, сталкиваясь с моделью семьи. В таких
случаях ситуация заходит в тупик. Рассмотрим наиболее типичные случаи таких тупиковых си-
туаций, описываемых автором.
Многие семьи на протяжении целых поколений бывают связаны с социальными работни-
ками, которые определяют их развитие и руководят их жизнью. Появляются все новые и новые
помощники, они приходят в некую давно сложившуюся среду, и с этим связаны их удачи или про-
валы. Новый помощник заменяет прежнего, но серийная модель поведения семьи остается преж-
ней. Скажем, семья, которая в прежних поколениях воспринимала помощь как принудительную,
как насилие, привыкла к вечным конфликтам с социальным работников, нового профессионала,
наверняка, встретит с озлоблением и недоверием.
Может сложиться и обратная ситуация: бабушка с дедушкой прибегали к помощи соци-
ального работника при всяком удобном случае. Их дети и внуки делают сейчас то же самое, даже,
если оказываемая помощь не всегда была в прошлом действенной и сейчас не сулит особенных
надежд.
В каждой семье существуют определенные правила, в соответствии с которыми семья
встречает социального работника. Если это правило гласит: «не выноси сор из избы», то контакт
будет весьма затруднительным. Никто этого не скажет специалисту напрямую, но он очень скоро
почувствует возрастающее отчуждение. Это может привести к тому, что помощник, работающий с
семьей, охарактеризует ее как замкнутую, неподдающуюся влиянию. С этим ярлыком семья будет
|
|
жить дальше, и каждый новый пришелец из социальной службы будет изначально ориентирован
на негатив. А семья будет искренне считать всех социальных работников назойливыми, мешаю-
щими жить людьми.
В иных семьях возникает ситуация еще более запутанная, потому что мать происходит из
вышеописанного типа семьи, а отец из семьи, где охотно делились невзгодами с посторонними и
искали у них помощи. В этом случае может развернуться настоящая драма с запутанными интри-
гами помощников с контактным отцом против замкнутой в себе матери. В этнически неоднород-
ных семьях такая драма может, даже перерасти в трагедию. К личному опыту каждого родителя
примешивается нравственный императив иной этнической культуры. Если вдобавок сам социаль-
ный работник является носителем традиционных западных ценностей, то налицо очередной тупик,
выйти из которого очень трудно.
В некоторых семьях существуют неписанные правила относительно разделения по поло-
вому признаку: кто может получать помощь и кто обязан обеспечить эту помощь. В западной
культуре, как известно, традиционно помощь должна просить женщина. У мужчин это считается
проявлением слабости. Но посторонняя помощь будет принята, наоборот, только от женщины или
же только от мужчины.
Здесь важен еще один фактор: кто уважаемый родственник в той или иной семье. Мужчи-
на это или женщина, находится поблизости или отрезан от семьи какими-либо обстоятельствами
(развод, конфликт, переезд, эмиграция, смерть). Многие семьи обращаются в социальную службу,
чтобы заполнить образовавшийся вакуум, оставшийся после близкого и авторитетного по крови
человека. Важно и то, одобряют ли такие родственники обращение за посторонней помощью. Ес-
ли нет, то семья будет метаться от одного социального работника к другому в поисках «любимой
тети».
Разрушительные последствия вызывает развод. Тут важно знать точку зрения отсутствую-
щего супруга на профессиональную помощь. Если мать пытается получить такую помощь, а дети
|
|
уверены, что отец был бы против, то отношения социального работника и членов такой семьи не
сложатся.
Окружение одиноких родителей нередко дает им понять, что их семья ущербна и нуждает-
ся в многочисленных помощниках извне. Как правило, социальные работники пытаются воспол-
нить отсутствующего родителя, но, не являясь членами семьи, они в своих действиях обречены на
неудачу. Это еще один классический тупик в социальной работе с семьей.
Некоторые семьи вовлекают в свои проблемы множество профессионалов в попытке от-
влечься от семейных распрей. Но самим помощникам об этом не говорят, более того, приглашая
нескольких сразу, не сообщают им друг о друге, и те действуют автономно, каждый по своему ус-
мотрению, запутывая ситуацию окончательно.
Вот несколько моделей семьи, требующих осмотрительного и вдумчивого подхода к рабо-
те с ними, в частности, осторожности в навешивании ярлыков и секретности в работе социальных
служб. В зарубежной литературе есть мнение, что активное вмешательство рекомендуется только
в тех случаях, когда социальный работник помогает снять печать отверженности с семьи или ее
отдельных представителей.
К сожалению, у большинства социальных служб, тем более у столь молодых, какими яв-
ляются эти службы в России, нет перспективного видения, поскольку они считают само наличие
проблем признаком патологии. Ограниченность перспективного видения негативно отражается в
работе социальных служб, способствует появлению чувства безнадежности и подавленности у со-
циальных работников. Для них характерны широкие обобщения, огульные суждения о целых ка-
тегориях населения, упущенные возможности и «зацикленность» на недостатках. К примеру, не-
полные семьи рассматриваются только с точки зрения недостаточности, а не с позиций внутрен-
них сил и возможностей таких семей. Вероятно, хватило бы мобилизации внутренних ресурсов и
финансовой поддержки, но вместо этого отражается целая армия «нянек» и наставников, пока у
семьи не возникнет зависимость от посторонней помощи.
3. Услуги по оказанию помощи семье в воспитании и уходе за детьми
В настоящее время в странах Запада и США приобретает большое значение уход за детьми
в дневное время. Услуги по уходу за детьми в дневное время могут осуществляться как на дому,
так и в различных центрах, находящихся под государственным или частным контролем или в
семьях, которые берут на себя заботу о нескольких детях. Последние получили в США название
семейные детские центры.
Такие детские учреждения семейного типа получают в настоящее время все большее рас-
пространение в странах Западной Европы и США. Чаще всего в роли организаторов таких учреж-
дений выступают соседи. Детское учреждение семейного типа организуется неработающими
женщинами, имеющими на попечении собственных детей (как правило, это многодетные семьи) и
берущимися присматривать за детьми соседей в дневное время. Чаще всего группа состоит из 3-4
детей, что меньше численности, официально установленной для государственных детских учреж-
дений. В обществе существует озабоченность, что ситуацию никто не контролирует, что люди,
берущиеся за уход чужих детей, не связаны с официальными службами, не прошли соответст-
вующей подготовки. Тем не менее, эта форма оказалась очень жизнестойкой, и в настоящее время
к такой соседской взаимопомощи прибегает несколько миллионов американских семей. Распро-
странена такая, близкая к условиям семьи, форма ухода за детьми, и в западных странах. В Герма-
нии эту форму называют «дневная мама». В соответствии с новым Законом о помощи детям и мо-
лодежи, вышедшем в Германии в 1990 году, дневная мама получает компенсацию за свои расходы
и имеет право на консультативную помощь по всем вопросам ухода за детьми.
Увеличение спроса на услуги по уходу за детьми происходит в значительной степени ре-
зультате роста уровня занятости матерей и изменение состава семей. Число разводов влечет за со-
бой увеличение количества работающих женщин. Однако, как отмечают американцы, самый рез-
кий рост занятости наблюдается среди матерей с маленькими детьми. В разных странах в настоя-
щее время – это актуальная проблема.
В Германии расширение сети детских дошкольных учреждений входит в компетенцию фе-
деральных земель и органов местного самоуправления. В Финляндии также муниципалитеты от-
вечают за обеспеченность детей дневным уходом. Из-за того, что мест в садах не хватает, местные
власти в Финляндии предлагают семьям, имеющим детей до 3 лет, выбрать или муниципальный
дневной уход или пособие в обеспечении семейного воспитания. Обеспечиваются садом дети в
первую очередь, имеющие вескую причину. Кстати, в Финляндии в малонаселенных районах му-
ниципалитеты содержат передвижные садики, которые работают по гибкому графику.
Во многих странах вопросы качества ухода за детьми в детских дневных учреждения, в ча-
стности, в садах, были предметом детального обсуждения и исследования. Например, в Америке
было проведено исследование, как различные параметры ухода влияют на развитие детей (числен-
ность групп, квалификация персонала и пр.).
В США отмечается рост детских учреждений, созданных коммерческими компаниями.
Самая крупная из таких сетей – «Киндер кэр» – имеет более 950 центров в США и Канаде. Вторая
по значению «Пти академи» имеет 400 центров в 24 штатах.
Приобретают значение услуги по уходу за больным ребенком для работающих родителей.
Эти услуги могут оказываться на дому, например, посылается сиделка на дом («Мама в аренду» в
Портленде). Ряд детских центров открывает лазареты («Чихаю и кашляю» в Метэйре, штат Луи-
зиана, «Куринный суп» в деловой части города Миннеаполиса, «Сопим и хрипим» в Беркли и ряд
других).
Широко распространены в Германии лечебно-профилактические дневные учреждения для
детей. Это организации, в которых дети пребывают ежедневно с 8 до 17 часов. Они отличаются от
детских садов и приютов своими целевыми группами и специальным лечебно-профилактическим
и терапевтическим обслуживанием. Сюда принимаются дети дошкольного и школьного возраста,
которые своим поведением и своей психической конституцией обращают на себя внимание и ну-
ждаются в интенсивной лечебно-педагогической и терапевтической помощи. Преимущество дан-
ных учреждений в отличие от других, например интернатных, в том, что они могут работать с ро-
дителями, посредством совета, терапии и, если необходимо, вмешательства в ситуации семейного
кризиса. В этом учреждении формируется небольшая группа детей, преимущественно от 6 до 8
человек с двумя педагогами и дополнительно к ним общей квалификационной службой дипломи-
рованных психологов, терапевтов, социальных педагогов, логопедов, которые работают с детьми и
родителями и сотрудничают со школой.
Широко развиты в зарубежных странах Центры семейного воспитания и семейной кон-
сультации. Работа в этих центрах имеет преимущественно психолого-педагогический характер и
ее основная цель – помочь семьям или супругам, у которых проблемы взаимоотношений привели
к нарушениям в поведении и коммуникабельности у детей и самих родителей. Основная форма
работы – беседа, причем, она осуществляется только на добровольной основе. Практикуются и
относительно новые формы социально-педагогической помощи семье: непосредственное участие
социального работника в жизни семьи, когда по добровольному соглашению с клиентом социаль-
ные работники наблюдают жизнь семьи в будничной обстановке. Свои наблюдения специалисты
обсуждают вместе с членами семьи и вместе ищут выход из создавшейся ситуации. Эта работа
довольно сложна, она требует длительного сотрудничества с семьей и возможна лишь при согла-
сии всех членов семьи. Она используется в тех случаях, когда другие формы консультации и соци-
ального обслуживания оказались не очень результативными.
В настоящее время консультативная помощь семье и детям становится все более диффе-
ренцированной за счет возросшей специализации социальных работников. Например, в Германии
помимо центров семейной консультации, работают специальные консультационные центры для
молодежи, для матерей и отцов – одиночек, для детей, употребляющих алкоголь и наркотики, а
также детей, совершающих правонарушения, суицид и пр.
Во многих странах организованы специальные услуги по информированию родителей по
вопросам, связанным с уходом за детьми. Например, в США существуют специальные информа-
ционные службы, которые финансируются местными властями, местными органами, организаци-
ей «Общий путь Америки» и корпорациями. Самая обширная программа по информированию ро-
дителей об услугах по уходу за детьми действует в настоящее время в Калифорнии.
4. Контактная модель работы с семьей в Швеции
Национальная добровольная программа «Контактная модель работы с семьей» начала дей-
ствовать в Швеции с 1982года.
Суть ее в том, что местные комитеты социального обеспечения подбирают семьи или от-
дельных лиц для оказания поддержки другим семьям, находящимся в трудном положении. Подби-
раемые лица – это обычные люди без профессионального опыта, но умеющие контактировать,
поддержать, помочь другим. Кроме основной цели – оказание поддержки, контактная модель ра-
боты с семьей позволяет: 1) расширить сеть обслуживания клиента; 2) предотвратить отчуждение
родителей и детей; 3) дать детям возможность устанавливать отношения с другими взрослыми и
иметь в качестве образца человека мужского или женского пола; 4) дать родителям возможность
провести выходные по собственному усмотрению; 5) поддерживать родителей в их родительской
роли.
Контактная модель используется в работе с разными типами семей: неполными, находя-
щимися в разводе, употребляющими алкоголь и наркотики, имеющими детей-инвалидов, молоды-
ми семьями.
Для работы с семьей по контактной модели готовятся так называемые секретари по кон-
тактам, которые являются социальными работниками и выполняют только эту функцию. Швед-
ские специалисты отмечают, что социальные работники, специализирующиеся на этой работе,
обычно очень заинтересованы в ней, долгое время остаются на этой работе, поскольку она позво-
ляет увидеть положительную обратную связь со стороны семей для контакта и клиентов.
Секретари контактного обслуживания проходят специальную подготовку. Она включает в
себя индивидуальное консультирование, а также групповую работу в форме тренинга. Это позво-
ляет социальным работникам глубже понять роли членов семьи, вовлеченных в различные кон-
фликты. Проводятся также курсы, на которых секретари разных районов встречаются, обменива-
ются взглядами, опытом. Например, секретари контактной службы из шести агентств г. Стокголь-
ма встречаются один раз в месяц, чтобы обсудить различные вопросы, связанные с работой с
семьей.
Подбор семей или лиц для контакта осуществляется разными способами.
1. Подбор, ориентированный на клиента. В этом случае осуществляется поиск лица или се-
мьи для контакта с определенным клиентом. Иногда клиент сам предлагает семью или от-
дельного человека, которому он доверяет.
2. Индивидуально ориентированный подбор. Он заключается в попытках убедить определен-
ных лиц, подходящих для контакта взять на себя ответственность и поработать с семьей.
3. Общий подбор. Он заключается в использовании средств массовой информации для при-
влечения широкого круга людей, из числа которых могут быть подобраны лица для кон-
такта.
Начальный этап работы с семьей или лицами для контакта обычно связан с обсуждением
многочисленных вопросов, которые возникают у лиц, желающих общаться с той или иной семьей.
Как правило, эти вопросы связаны с мерой активности контактной семьи. Должны ли они сами
звонить клиенту или ждать, пока тот сам позвонит? Каким должен быть контакт? Обсуждая эти
вопросы, секретарь контактной службы обязательно проясняет и то, что можно ожидать от клиента.
В дальнейшей работе с семьями или лицами для контакта используются групповые мето-
ды. Организуются встречи семей или лиц для контакта для совместного обсуждения возникающих
проблем. Обычно такие встречи проходят раз в месяц и на них обсуждаются темы общего харак-
тера. Отдельные случаи обсуждаются в условиях строгой профессиональной тайны.
Кроме этой формы работы с семьями или лицами для контакта используется обучение в
форме вечерних семинаров по определенной теме или в форме кружков. Кружки обычно состоят
из группы людей и подготовленного лидера, они встречаются один раз в неделю и обсуждают ин-
тересующие темы на основе заранее составленного плана. Обсуждаться могут, например, такие
темы как: 1) риск для детей; 2) помощь избиваемым женщинам;. 3) семейные отношения; 4) рабо-
та в качестве лиц для контакта. Опыт шведских специалистов показывает, что очень важно при-
влекать людей к планированию образовательных программ.
Когда принято решение представить, например, одинокой матери семью для контакта, уст-
раивается встреча этой матери с секретарем службы. Это необходимо для осуществления лучшего
выбора. Как говорят шведские специалисты, профиль клиента должен быть как можно более яс-
ным и четким. Обычно первая встреча с клиентом, которую секретари называют «печем пироги»,
посвящена повседневным делам. Родителю необходимо дать возможность разговориться о своих
детях, атмосфере в семье. При этом очень важно, чтобы клиент почувствовал заинтересованность
специалиста в семейных делах и благополучном разрешении проблемных ситуаций.
Секретарь контактной службы знакомит клиента с тем, как выбирается «правильная» се-
мья и что будет представлять собой контракт о контактных отношениях, когда обе стороны при-
мут решение. Важно отметить, что выбор семьи для контакта производит секретарь службы. Сто-
роны не выбирают друг друга. Если контактные отношения не действуют, следовательно, секре-
тарь сделал неправильный выбор. Именно поэтому необходимо обсуждение многих вопросов на
первой встрече. Это делает процесс контакта семей менее драматичным. На ранней стадии дети в
контакт не вовлекаются. Необходимо, чтобы прошло какое-то время для установления прочных
отношений.
Для того чтобы найти «правильную» контактную семью для клиента, требуется немало ин-
туиции и импровизации. Понимание потребностей клиента и нахождение нужных людей, отве-
чающих этим потребностям, - это две стороны трудной задачи. Здесь необходимо обдумать все,
даже самые, казалось бы, незначительные факторы.
5. Деятельность служб защиты детей от насилия в семье в США
Начиная с 70-х годов, в международной практике социальной работы прочно обосновалось
такое направление деятельности, как защита прав ребенка. Возникновению этого направления со-
циальной работы предшествовали такие, участившиеся, документально подтвержденные факты,
как беспризорность детей при живых родителях, жестокое обращение с детьми, находящимися в
стационарных детских учреждениях и приемных семьях, неоправданное сокращение образова-
тельных и воспитательных программ в интернатах для детей-сирот.
Защита прав детей социальными работниками ведется в разных странах на разных уровнях
и закреплена разными законодательными актами. Рассмотрим подробнее деятельность социаль-
ных работников по защите детей от плохого и пренебрежительного отношения к ним в США.
Большое значение для развития служб защиты детей в США имела работа педиатра Генри
Кемпа, встревоженного растущим числом детей, страдающих, по его словам «синдромом изби-
ваемого ребенка». С его участием был проведен специальный симпозиум. Опубликованный Дет-
ским Бюро США проект закона послужил образцом для руководства штатов, которые начали при-
нимать соответствующие законы для социальных работников.
В 1974 году в США вышел общий национальный Закон о предотвращении плохого обра-
щения с детьми и ликвидации его последствий. В соответствии с ним был создан Национальный
Центр по проблемам жестокого обращения с детьми и проблемам запущенных детей. В настоящее
время этот Центр несет ответственность за координацию служб защиты детей, обеспечивает прак-
тическую помощь штатам и финансирует некоторые исследовательские проекты.
Современная система служб защиты детей в США включает четыре аспекта деятельности:
сообщение, расследование, вмешательство и завершение дела.
Сообщение. В некоторых штатах предписывается всем гражданам сообщать о случаях
плохого обращения с детьми. В других – это требуется только от медиков, психиатров, учителей.
Однако, любой человек может сделать сообщение. Сообщение должно быть послано в определен-
ный промежуток времени (обычно 24 часа) в агентство социальной службы защиты детей или в
полицию. В законах штатов обеспечивается неприкосновенность лиц, делающих сообщение, пре-
дусматривается наказание за нарушение конфиденциальности.
Расследование дела. После получения сообщения необходимо тщательно его расследовать.
В экстренных случаях нужно сразу же вступить в контакт с семьей, в менее угрожающих случаях,
это можно сделать в течение 48 часов. В США службам защиты детей предписано работать 24 ча-
са в сутки и ежедневно. Обычно расследование начинается с посещения семьи, где социальный
работник обсуждает сообщение с родителями, наблюдает ребенка и оценивает условия жизни. Во
время расследования социальный работник должен проводить регулярные медицинские и психо-
логические освидетельствования пострадавшего. Медицинские службы имеют право госпитализи-
ровать ребенка в качестве временной защиты, даже если в этом нет необходимости, без обращения
к родителям. Социальный работник может обратиться в суд, если родители сопротивляются. Он
может контактировать с разными специалистами и людьми, имеющими отношение к данной се-
мье. При этом необходимо быть предельно осмотрительным, обсуждая различные детали проис-
ходящего. Специалист должен, по сути, ответить на два вопроса: правдивы ли обвинения и какова
степень опасности для жертвы? В случае подтверждения заводится дело о защите ребенка и ведет-
ся до тех пор, пока это необходимо. Если обвинения подтверждаются не полностью, дело не заво-
дится, но социальный работник периодически интересуется положением ребенка в семье. В случае
если ребенку грозит серьезная опасность, социальный работник, используя штатное законодатель-
ство, должен немедленно изолировать ребенка от семьи. Период нахождения ребенка вне дома и
особенности его содержания определяются специалистами и властями на местах. Они должны ре-
шить продолжит соц. работник дело или его передать работнику стационарного учреждения, куда
помещен ребенок.
Вмешательство. Оно включает конкретную услугу, поддержку и терапию. Конкретная ус-
луга связана с улучшением материального положения в семье. Многие авторы считают, что при-
чина плохого обращения с детьми, как правило, кроется в недостаточном семейном доходе. Кон-
кретная услуга может выражаться в денежной помощи, в виде продуктов, одежды, оплаты жилья и
транспорта. Поддержка направлена на изменение качества семейной жизни и индивида. Сюда
входит домоводство, дневной уход, медицинское обслуживание, классы для родителей и пр. Тера-
пия как вид вмешательства осуществляется различными агентствами в общине и предполагает те-
рапию индивидов, семейных пар, в целом семей. По мнению ученых, хорошо работают в этом
случае нетрадиционные методы: группы взаимопомощи жестоких родителей («Анонимные роди-
тели»). Группы таких родителей существуют сейчас по всей стране.
Завершение дела. Предполагается, что оно может быть завершено в течение 3-12 месяцев.
Однако, как показывает опыт, на практике это длится долее. Дело может быть прекращено по трем
причинам. В лучшем случае – ситуация в семье улучшилась и ребенку ничто не угрожает, в худ-
шем – никаких улучшений, в этом случае дети изолируются и помещаются в приемные учрежде-
ния. В таком случае дело о защите ребенка закрывается и открывается новое дело о содержании
ребенка в приемном учреждении. И, наконец, дело может быть прекращено, если же минимальные
улучшения есть или же их нет, но агентство израсходовало запасы ресурсов или времени, а также,
если семья отказывается сотрудничать, а социальный работник не имеет достаточных оснований
для обращения в суд.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время главное внимание специалистов за рубе-
жом направлено от карательных мер к социальному терапевтическому воздействию. Вмешатель-
ство на ранних этапах основывалось на наказании родителей и отлучении от них ребенка. Сегодня
главное внимание направлено на исправление линии поведения родителей и сохранение семьи, а
не на карательные меры, как было ранее.
В зарубежной литературе отмечается, что в настоящее время возросло число сообщений о
случаях сексуального насилия над детьми. Охрана детей, терапевтические меры и правовые про-
цессы – это необходимые формы вмешательства и контроля, которые обозначают разную ответст-
венность.
Обнадеживающим фактором, пишут американские авторы, стало признание, особенно на
местном уровне, что сфера защиты детей – это не только деятельность агентств, но и междисцип-
линарная проблема, требующая усилий разных специалистов. Многие общины стремятся созда-
вать соответствующие междисциплинарные команды для углубления сотрудничества между раз-
личными агентствами. Такие команды, например, создаются на базе местной больницы и включа-
ют в себя больничный персонал, что естественно облегчает работу социальному работнику, если
ему необходимо определить медицинский диагноз, систему лечения и составить программу реа-
билитации семьи. Междисциплинарные команды, созданные на местном уровне, принимают уча-
стие в процессе подготовки социальных работников, консультируют тех, кто ведет дела по защите
детей. И, наконец, такие команды, имеющие особое финансирование, обеспечивают диагностику и
осуществляют терапию в особо сложных ситуациях.
6. Мостовая семья как форма устройства детей в Великобритании
Семейный проект «Мостовая семья» был разработан в Великобритании в 1979 году (Кол-
честер).
Причиной создания нового проекта послужили неудачные размещения детей после детско-
го дома в приемные семьи. Выяснилось много общих и частных факторов, которые послужили
причиной отказа семей от приемных детей. Вместе с тем специалисты обнаружили и обнадежи-
вающие обстоятельства. Оказалось, что дети, пережившие неудачное размещение, все-таки полу-
чили от него пользу. Они начали приобретать практические навыки и даже стали лучше себя вес-
ти. Испытав привязанность, они сами стали выражать свою привязанность. У них зародился вкус к
жизни в семье, и почти каждый ребенок хотел совершить еще одну попытку устроиться в семью.
Таким образом, родилась идея нового способа устройства детей «трудных для размещения» –
Мостовая семья. Проект был разработан для решения следующих задач.
1. Дать почувствовать ребенку, находящемуся в детском доме вкус семейной жизни и помочь
специалистам оценить его способность жить в обычной семье.
2. Помочь выявить поведенческие проблемы у ребенка, до того как он войдет в «новую» се-
мью.
3. Стать мостовой семьей детям, пережившим неудачное размещение, ободрить и помочь
преодолеть поведенческие проблемы, перед следующей попыткой размещения.
4. Предоставить краткие передышки приемным семьям, чьи дети имеют серьезные физиче-
ские или умственные недостатки.
5. Предоставить краткосрочный опыт «обычной семейной жизни» детям от 16 лет и старше
(слишком взрослым для усыновления). Таким детям срочно необходим опыт жизни в до-
машней обстановке, прежде чем они начнут жить самостоятельно.
Все размещения в мостовые семьи осуществляются на контрактной основе. Контракт со-
гласовывается и подписывается мостовой семьей, курирующим ребенка работником местного ор-
гана власти и сотрудником семейного проекта. В контракте отражены обязанности семьи в отно-
шении ребенка, содержатся инструкции по медицинским аспектам, контактам с кровными родст-
венниками и расписаны обязанности социальных работников. Все дети размещаются на ограни-
ченный срок (обычно 6 месяцев) с возможностью его продления по соглашению сторон. Мостовой
семье предоставляется возможность выбора ребенка, во внимание принимаются также возраст,
запросы других детей, воспитывающейся в этой семье.
Обязанности мостовой семьи в отношении ребенка: 1) хороший уход; 2) обучение основ-
ным нормам социального поведения; 3) корректировка вредных привычек; 4) ведение ежедневни-
ка и написание отчетов; 5) тесный контакт со школой; 6) встречи с социальным работником; 6)
регулярные медицинские осмотры; 7) помощь ребенку в осмыслении его прошлого и будущего; 8)
демонстрация без прикрас семейной жизни; 9) подготовка к перемещению в постоянную семью;
10) забота и сопровождение после размещения.
Мостовые семьи отбираются и обучаются так же, как усыновители и приемные семьи, уча-
ствующие в проекте. Кроме того, уже приступив к работе, мостовые семьи могут участвовать в
тренингах для сотрудников проекта, а если это необходимо, то для них организуются специальные
тренинги.
Деятельность мостовой семьи оплачивается, если только ребенок проживает в ней. Каждой
семье выплачивается вознаграждение в размере 60 стерлингов в неделю и пособие на содержание
ребенка. При этом семья сама платит все налоги и страховые взносы. Деньги семьям выплачивает
социальная служба, и выплаченные суммы в согласованное время возвращаются ей соответст-
вующими местными органами власти. Не предусмотрено никаких выплат за специальные услуги и
никаких других выплат, кроме проездных расходов.
Каждая семья связана с координатором проекта «Мостовая семья». Он несет ответствен-
ность за личные нужды семьи, следит за соблюдением условий контракта, своевременностью вы-
плат, предоставлением необходимой помощи. Кроме того, пока ребенок проживает в мостовой
семье, курирующий ребенка работник местных органов власти или работник проекта обязаны его
посещать.
Итак, уже более двадцати лет в Великобритании действует Мостовая семья как форма за-
боты о детях, лишенных родительского попечения. Уже накоплен значительный опыт, который
показал, что мостовая семья – это полезная и маневренная служба, помогающая найти усыновите-
лей и приемных родителей детям, воспитывающимся в детском доме. Кроме того, как считают
английские специалисты, в мостовые семьи можно размещать детей, еще не поступивших в сис-
тему опеки. Долгосрочной целью такого размещения было бы усыновление ребенка или воссоеди-
нение его с кровной семьей.