Глава 9. Массовые праздники на площадях и стадионах

В 1930-е годы на стадионах, городских площадях, в больших городских парках стали проводиться физкультурные праздники.

Создаваемые по специальным сценариям, организованные в четко выстроенные зрелища, праздники эти были в известной мере театрализованы. Для них ставились массовые номера, ше­ствия, делалось художественное оформление, шились костюмы. Следовательно, физкультурные праздники правомочно причис­лить к одной из форм массовых народных действ. И не случай­но, что к работе над ними привлекались крупные творческие силы. Достаточно сказать, что в списке режиссерских работ Вс. Мейерхольда значится «Выступление Ленинградского ин­ститута им. Лесгафта на Всесоюзном параде физкультурников. План выступления разработан Мейерхольдом совместно с Л. П. Орловым и Н. П. Серым. Композитор — С. С. Прокофьев.

1939 год. 6/VI — Дворцовая площадь. Ленинград.

8/VIII — Красная площадь. Москва».

Театрализованные физкультурные парады, равно как и мас­совые выступления спортсменов в народных празднествах начиная с 30-х годов стали традиционными. И по сей день, спор­тивные выступления являются украшением массового праздне­ства, способствуют созданию художественного образа силы, здоровья, молодости и красоты.

Великая отечественная война прервала развитие жанра массовых зре­лищ, всегда связанного с участием больших масс людей, ог­ромной организационной работой, материальными затратами, Возрождение его началось в послевоенные годы. И хотя нельзя в полной мере отнести к этому жанру парады, невозможно не рассказать о самом волнующем и торжественном всенародном послевоенном празднике — о Параде Победы, состоявшемся на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.

Параду Победы предшествовала большая подготовительная работа, свидетельствующая о серьезном замысле его организаторов и об интереснейших поисках обобщенного образа Побе­ды. Это тоже своеобразная режиссура, причем режиссура выс­шего класса, основанная на ясной идейной позиции, обуслов­ленной великим патриотизмом, любовью к Отчизне, гордостью за нее, за великий наш народ, ценой огромных жертв при­шедший к победе над фашизмом. Это была режиссура ог­ромных масштабов и талантливого образного решения.

В параде участвовали сводные полки всех фронтов, свод­ный полк Военно-Морского Флота и Военно-Воздушные Силы.

Летом 1945 года на площадях и улицах городов и сел народ восторженно встречал героев войны, везде звучали радостные, песни, возникали стихийные митинги-концерты, в которых при­нимали участие тысячи людей. Общественный подъем в стране-победительнице был необычайный. Это явилось огромным сти­мулом для возрождения массовых празднеств, их дальнейшего развития с размахом и разнообразием дотоле невиданными. Тема всенародного подвига, мужества, проявленного советским народом в Великой Отечественной войне, стала традиционной для многих празднеств и массовых представлений в нашей стране.

Ежегодно широко отмечаются памятные даты, связанные с Великой Отечественной войной. И тогда в народных праздниках ведущее место принадлежит массовым митингам-концертам.

В Белоруссии стали традиционными торжественные ритуа­лы -массовые митинги жителей городов и сел у братских мо­гил. Эти митинги организуются в День Победы, а также в дни изгнания немецко-фашистских захватчиков из данного города или селения.

Проводятся также слеты ветеранов войны — партизан, под­польщиков, воинов-фронтовиков. На слеты приглашаются вете­раны из других стран: французы, чехи, словаки, венгры. Они боролись против фашизма на белорусской земле, пролили свою кровь за общее дело - освобождение мира от фашистской чумы. Этим фактом подчеркивается интернацио-нальный характер борьбы е гитлеризмом. На митингах юное поколение торжественно принималось в пионеры, ветераны войны вручал» молодежи комсомольские билеты. Звучали песни, играли оркестры...

Эти документальные митинги-концерты несли воспитательную функцию.

Уже через два года после окончания войны - в 1947 году - состоялось празднование 800-летия Москвы. В эти дни Москва оделась в праздничный наряд. По всему городу были организованы массовые народные гулянья. Огромное количество концертов на открытых эстрадах, специально выстроенных для праздника, дали артисты и участники художественной самодеятельно­сти города; в ЦПКиО им. М. Горького состоялся праздник, посвященный различным историческим этапам жизни и развития столицы нашей Родины; ночное небо Москвы озарялось праздничным фейерверком, напоминающим о салютах в честь недавней Победы в Великой Отечественной войне.

Вскоре после войны родились Международные фестивали молодежи мира - всемирные форумы, ставшие важнейшим фактором в объединении молодежи разных стран и континентов. В программе фестивалей особое место отводилось массовым на­родным праздникам и зрелищам. Одна из главных тем этих массовых действ — тема борьбы за мир, получившая наиболее яркое воплощение в массовых зрелищах, театрализованных ми­тингах и концертах.

Традицией молодежных фестивалей, наряду со многими фор­мами массовых представлений, стали манифестации в память погибших во второй мировой войне. Та форма, в которой прово­дились эти манифестации, может быть определена как митинг-реквием.

Большой интерес представлял театрализованный митинг на Манежной площади, посвященный памяти жертв Хиросимы, в котором приняли участие более полумиллиона человек (VI Все­мирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, 1957 год), и митинг-реквием памяти советских солдат в Трептов-парке (X Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине, 1973 год). В этих современных массовых политических представлениях явно ощущается связь с поисками жанра 1920-х и 1930-х годах.

В празднествах фестивалей заметное место стали занимать театрализованные представления на стадионах. (В годы войны не было возможности проводить их.) В 50-е годы они начали воз­рождаться у нас в стране как одна из разновидностей массовых празднеств. Постановщики их стремились найти новое пространственное решение огромной «сценической площадки» - по­ля и трибун, учесть обозрение ее с четырех сторон и участие в празднике многочисленных и разнообразных групп исполните­лей (в отдельных случаях до 30 тысяч!).

После первых удачных опытов на ленинградском стадионе им. С. М. Кирова такие празднества - стадионные зрелища - стали проводить во многих городах страны. На стадионах Москвы, Киева, Минска, Севастополя, Одессы, Куйбышева, Алма-Аты, Горького, Ярославля, Тулы, Орджоникидзе и других городов состоялись красочные массовые зрелища, укрепившие разновидности жанра и значительно развившие его. Эти представления ставили режиссеры Б. Петров, И. Рахлин, С. Якобсон, А. Тихомиров, Е. Гершуни, М. Сегал и др.

Интересными режиссерскими поисками отличались массовые праздники во время проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Именно тогда были найдены новые своеобразные формы зрелища на стадионе: здесь и поли­тические представления-митинги, и праздник русского балетно­го искусства, и массовые гимнастические выступления, и пред­ставление артистов цирка. Новые приемы в подаче материала, обусловленные спецификой стадионного зрелища, открыли пе­ред создателями этой формы жанра новые пути, нашедшие свое дальнейшее развитие в массовых действах на стадионах, число которых в настоящее время достигает многих сотен.

Определенный интерес вызвало и массовое представление в честь 250-летия Ленинграда, поставленное в 1957 году на ста­дионе им. С. М. Кирова (главный режиссер Г. Товстоногов, ху­дожник С. Мандель).

Интерес народа, проявляемый к зрелищам на стадионах, огромен: в любом городе, даже сравнительно небольшом, три­буны стадионов заполняют десятки тысяч зрителей. Представ­ление неоднократно повторяется, и интерес зрителей к нему не ослабевает.

Характерным для этих театрализованных зрелищ является прославление людей труда. Как правило, эта тема решалась на местном материале, и в ткань массового представления вклю­чались выступления подлинных героев труда, прославивших свою область или республику. Это придавало массовому спектак­лю большое значение, превращая его в известном смысле и представление-митинг.

Особо следует рассказать о праздновании 30-летия Победы нашего народа над фашистской Германией. По всей стране прошли праздничные театрализованные концерты, массовые представления на стадионах, массовые шествия и манифеста­ции.

Представляется чрезвычайно знаменательным, что одно из крупнейших международных событий - XXII Олимпийские иг­ры - открылись торжественным театрализованным зрелищем на Центральном стадионе в Москве в Лужниках. (Глав­ный режиссер И. Туманов, главный режиссер спортивной про­граммы Б. Петров, главный дирижер О. Дмитриади, главный балетмейстер М. Годенко, главный художник Р. Казачек, глав­ный хормейстер В. Соколов, композитор А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова.)

В этом театрализованном зрелище на стадионе было найде­но органическое слияние различных видов спорта и жанров ис­кусства. Основу его составила спортивная программа и танцевальная сюита народов страны. В постановке танцевальной сюиты, в которой принимали участие профессиональные и самодеятельные коллективы всех союзных республик, главный балетмейстер М. Годенко проявил большое композиционное мастерство, от­личное ощущение темпо-ритма, что позволило ему превратить танцевальную сюиту в красочное динамическое действие, построенное по принципу «наплывов», где танцевальные эпи­зоды мгновенно возникали один из другого.

Главным событием всего празднества стала спортивная про­грамма.

Осуществленная Б. Петровым, эта часть празднества поистине может служить образцом новаторского поиска в жанре мас­совых народных празднеств и зрелищ. Давнишнее правило для зрелищных искусств гласит: параллельное действие исключает­ся, ибо одно действие будет отвлекать от другого. Б. Петров убедительно доказал, что параллельное действие в условиях громады стадиона не только возможно, но и необходимо, ибо проблема постоянного заполнения чаши стадиона всегда стоит перед режиссером стадионного зрелища.

Секрет в том, чтобы найти пластическое решение главной те­мы и оттенить ее рядом побочных, т. е. создать своеобразный пластический аккомпанемент солирующему «голосу». Эта зада­ча была блистательно решена Б. Петровым, создавшим кра­сочную композицию, в которой участвовало более 30 тысяч спортсменов.

И закрытие Олимпиады-80 — театрализованное зрелище в Лужниках было осуществлено той же постановочной группой, что и открытие. Здесь особенно запомнился финал — плачущий от переполнивших его чувств олимпийский Мишка и чудесная песня-прощание, созданная А. Пахмутовой и Н. Добронраво­вым.

В 1964 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль теат­рализованных праздников. Он широко проводился по всей стране: во время фестиваля прошло 80 театрализованных праздников.

В числе других были показаны патриотические массовые праздники (например, «Вечно живые герои» в Запорожье), праздники в честь Труда («Праздники огней» в ЦПКиО в Мо­скве; «Парад миллионов» в Ереване; «Честь Труду» в Киеве), праздники дружбы народов («Березка в гостях у чинары» в Ба­ку; «Тбилиси — город дружбы»), тематические карнавалы («Космический карнавал» в Ленинграде; праздник-карнавал же­лезнодорожников в московском парке «Сокольники») и, нако­нец, многочисленные праздники искусств, т. е. праздники песни, музыки, танца, эстрадные, цирковые, кинематографические...

Всесоюзный фестиваль убедительно продемонстрировал, что жанр массового праздника в нашей стране успешно развивал­ся и многообразие его форм возрастало буквально с каждым го­дом. Это продиктовано потребностью в зрелищном искусстве подобного рода, в тяге массы зрителей к ясному, доходчивому народному творчеству.

В 1960-е годы, наряду с показом искусства национальных рес­публик в Москве, возникла новая форма, способствующая куль­турному обмену и взаимовлиянию народного творчества разных народов страны, — декады национального искусства в союз­ных и автономных республиках.

В 70-е годы стали традиционными ежегодные фестивали «Московские звезды» и «Русская зима» в Москве, «Белые но­чи» в Ленинграде, «Весна в Ала-Тоо» в Киргизии, «Северное сияние» в Томской области, «Рижское лето» в Латвии, «Дунай­ская весна» в Одесской области, фестиваль советской песни в Сочи, Всесоюзный фестиваль самодеятельных ансамблей на­родного танца «Дружба народов» в Кишиневе. Эти фестивали превратились в значительные культурные события, привлекаю­щие сотни и тысячи исполнителей и собирающие огромные мас­сы зрителей.

Особую роль в развитии театрализованных праздников и представлений сыграли фестивали театральных коллективов.

Театральные фестивали (от латинского festivus — веселый, праздничный) ведут свое начало от Олим­пийских игр Древней Греции, состязаний средневе­ковых трубадуров и миннезингеров. В Европе они получили распространение в конце XVIII в. и первоначально носили характер торжественных шествий, кортежей; позднее стали театрализованными массовы­ми представлениями, посвященными определенным событиям. Однако художникам, участникам фестива­лей, всегда было тесно в установленных рамках, их фантазию будило воспоминание о средневековых пред­ставлениях на площади, о карнавалах эпохи Возрож­дения. В начале XIX в. интерес романтиковк средневековью косвенно повлиял на идею проведения музыкальных и театральных фестивалей как культурного праздне­ства. Постановка оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» в 1876 г. ознаменовала рождение фестивалей в городе Байрёйте (они проходят и в наши дни).

Организованный немецким режиссером Максом Рейнхардтом театральный фестиваль в австрийском городе Зальцбурге адресован массовому зрителю. Рейнхардт приехал в Зальцбург в 1920 г., и в этом же году здесь состоялся первый фестиваль. Одним из наиболее ярких спектаклей стала постановка Рейнхардтом пьесы Г. фон Гофмансталя «Каждый человек». Эта пьеса традиционно включается в программу Зальцбургского фестиваля, в главной роли всегда выступают знаменитые актеры. К концу 20-х гг. под влиянием деятельности Рейнхардта в Зальцбурге театральный фестиваль повсеместно становится своеобразным форумом, на котором ведущие режиссеры и актеры демонстрируют свое мастерство, обмениваются мнениями о развитии искусства сцены. Таким был Первый Международный театральный фестиваль в Париже 1927 — прообраз современных фестивалей Театра наций. В Германии в это же время наиболее представительным стал Гейдельбергский фестиваль, о большом значении которого для немецкой публики писал Манн: «...театр ныне, как и в былые времена, представит нам свою празднично-общественно-воспитательную мощь».

После второй мировой войны просветительские идеи вдохновили французского режиссера и актера Жана Вилара на организацию Авиньонских театральных фестивалей. В Авиньоне Вилар утверждал досто­инство театра и величие человека. Зрители на авинь­онских спектаклях (Вилар включал в программу пре­имущественно классику) приобщались к истинным духовным ценностям и постигали суть гуманизма. Первый Авиньонский фестиваль состоялся в 1947 г., с тех пор программа много раз менялась, он приобрел статус международного форума. На Авиньонских под­мостках с успехом выступали советские театральные коллективы.

После первых Авиньонских фестивалей авторитет театра в Европе значительно возрос, деятельность Вилара послужила импульсом для организации и про­ведения новых фестивалей. В 1951 г. фестиваль «Фло­рентийский май» собрал деятелей театра со всех кон­цов Европы. В 1954 г. в Париже состоялся Междуна­родный фестиваль драматического искусства, а в 1957г. - первый фестиваль Театра Наций. Перед организаторами сразу встало много проблем, в пер­вую очередь вопрос о принципе отбора спектаклей для фестивальных программ, равное представитель­ство режиссеров разных поколений. Особенно обо­стрились эти проблемы во второй половине 60-х гг., когда всю Западную Европу захватила мощная волна молодежного движения протеста. Именно в этот пе­риод начинают действовать многочисленные экспе­риментальные театральные фестивали, а также фестивали уличных театров. Наиболее авторитетным становится ежегодный фестиваль эксперименталь­ных театров БИТЕФ, проводимый в Белграде. К сере­дине 70-х гг. многие из фестивалей эксперименталь­ных театров прекращают свое существование, из­меняется программа БИТЕФа, который продолжает собирать представителей как экспериментальных трупп, так и традиционных театров; на этом фести­вале с успехом были показаны спектакли совет­ских режиссеров О. Н. Ефремова и А. В. Эфроса.

В настоящее время почти каждая крупная страна мира проводит театральные фестивали. Наиболее ин­тересными программами отличаются Варшавский, Западноберлинский и Эдинбургский фестивали; со­держательные программы у театральных фестивалей в Кёльне (ФРГ) и Амстердаме (Нидерланды). Про­должает функционировать и фестиваль Театра На­ций, проводимый под эгидой Международного Ин­ститута театра. В рамках этого фестиваля прово­дятся театральные мастерские, встречи и дискуссии по важнейшим проблемам развития современного театра, организуются выставки.

С успехом прошел в Москве Первый Международ­ный фестиваль моноспектаклей, продемонстриро­вавший зрителям великолепное искусство Ж. Моро (Франция), И. Кентер (Турция), Д. Коча (Румыния), Т. Ломницкого (Польша) и других.

Театральные фестивали, демонстрирующие лучшие достижения российского многонационального искус­ства, проводятся и в различных городах нашей стра­ны. Стали традиционными фестивали шекспировских спектаклей, смотры молодых режиссеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: