Развитие коммуникационных технологий изменило характер экономических отношений в современных обществах. Многие авторы обращались к анализу данной проблемы, начиная с 60-70-х годов XX века. Сформировался ряд концепций и теорий, подчеркивающих возрастание влияния информационного фактора на социально-экономическое развитие — прежде всего теории постиндустриального и информационного общества.
Наиболее полный обзор всех аспектов информационного воздействия на экономику представил М. Кастельс (к его концепции уже обращались в главе «Теоретический анализ массовой коммуникации и СМИ»).
1 Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. — М.: РИП-холдинг, 2003. — Электронная публикация — https://evartisi.narod.ru/text5/70.htm |
С точки зрения Кастельса, сегодня сложилась новая форма капитализма — информациональный капитализм.
Информациональный капитализм «использует информационные сети для ведения дел как непосредственно на производстве, так и по всему миру. Это тесно связано с долгосрочным, постоянно идущим и ускоряющимся процессом глобализации, причём в такой степени, что в этом сетевом обществе капиталистическая деловая активность происходит в реальном времени без пространственных ограничений, чего нельзя представить без развития информационно-коммуникационных технологий»1.
|
|
Кастельс, как и ряд других авторов, говорит о том, что современная экономика — это пространство информационных потоков, циркулирующих с огромной скоростью именно благодаря коммуникационным технологиям. Экономические операции в разных концах света осуществляются в режиме реального времени. Курсы валют и акций на биржах разных стран синхронизируются. Движение капитала превратилось в движение информации, виртуальные деньги вытесняют реальные денежные знаки.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии срастаются с современными экономическими отношениями, превращаются в их необходимый фундамент. Они также радикально меняют формы труда, способствуют росту его информационной насыщенности, ломают привычные бюрократические и фордистские формы управления и организации трудового процесса. Развитие информационно-коммуникативных технологий стимулирует переход от жёстких бюрократических моделей организаций к подвижным и гибким сетевым моделям, переход к индивидуализированным графикам труда работников, новым формам контроля и множеству иных значимых изменений в сфере производства и управления им.
Вопросы
1. Что позволяет рассматривать СМИ как отрасль экономики?
2. Что такое медиарынок и какова его структура?
|
|
1 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М., 2004. С. 135.
3. Какую продукцию производят СМИ?
4. Что такое «индустрии культуры» («творческие индустрии», «культурные индустрии»)?
5. Каковы экономические предпосылки возникновения рекламы?
6. Какова роль рекламы в существовании и функционировании СМИ?
7. Какие функции выполняет реклама?
8. Дайте общую характеристику взаимоотношений рекламной отрасли и СМИ.
9. Что такое «информационно богатый» рынок?
10. Каковы основные тенденции развития российского медиа-рынка?
11.Как развитие коммуникационных технологий влияет на экономику?
12.Проанализируйте содержание «Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008—2015 годы» (см. Приложение 5). Какие проблемы существуют сегодня в этой области? Какие меры предлагаются для их решения?
Литература
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Academia, 1999.
2. Бове К.Л., Арене У.Ф. Поведение потребителя и сегментирование рынка // Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. - Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.
3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2003.
4. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. № 3.
5. Гуревич СМ. Экономика отечественных СМИ: учеб. пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2004.
6. Засурский Я. Журналистика: от Гутенберга до Билла Гейтса // Отечественные записки. 2003. № 4.
7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — https://www.vusnet.ru/biblio/download. aspx?id=3064
8. МакРури И. Реклама и новая среда СМИ // Медиа: введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
9. Медиа-индустрия России: состояние и тенденции развития. Январь 2007: Аналитический доклад БДО Юникон.
10. Медиа: Введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
11. Менегетти А. Реклама: факт, корни, власть // Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. — Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.
12. Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. — М.: РИП-холдинг, 2003.
13. Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. — Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.
14. Полуэхтова И. Телеменю и телепотребление // Отечественные записки. 2003. № 4.
15. Производство и потребление культурных продуктов // Отечественные записки. 2005. № 4.
16. Фезерстоун М. Культурная продукция, потребление и развитие культурной сферы // Контексты современно-сти-I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.
17. Фоссато Ф. Медиаландшафт: 1991-2003 // Отечественные записки. 2003. № 4.
18. Фромм Э. Принцип беспрепятственного удовлетворения // Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. - Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.