Вопросы для подготовки к зачету. 1. Понятие конституционного права зарубежных стран

1. Понятие конституционного права зарубежных стран.

2. Конституционно-правовые отношения, их виды.

3. Институты конституционного права зарубежных стран.

4. Методология изучения конституционного права.

5. Соотношение конституционного права с другими отраслями права.

6. Наука и учебный курс конституционного права.

7. Источники конституционного права зарубежных стран.

8. Понятие конституционного строя.

9. Политические партии: организационная структура, функции.

10. Понятие и сущность Конституции.

11. Гражданство (подданство): понятие, основные черты.

12. Основные права и свободы граждан: понятие, классификация, гарантии реализации.

13. Понятие формы государства. Причины многообразия государственных форм.

14. Формы правления: понятие, виды.

15. Монархия: отличительные особенности, виды.

16. Дуалистическая монархия, ее отличительные черты.

17. Парламентская республика, ее признаки.

18. Смешанные президентско-парламентские формы правления.

19. Формы правления в развивающихся странах.

20. Формы государственно-территориального устройства: понятие, основные черты, виды.

21. Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий.

22. Субъекты федерации: понятие, правовой статус.

23. Федерация и национальный вопрос.

24. Основные тенденции в развитии современных федераций.

25. Федеративная форма в развивающихся странах.

26. Понятие избирательного права и избирательной системы.

27. Основные принципы избирательного права.

28. Избирательные цензы.

29. Практика проведения выборов.

30. «Избирательная география», абсентизм на выборах.

31. Виды избирательных систем.

32. Мажоритарная избирательная система: понятие, виды.

33. Смешанные избирательные системы.

34. Акты конституционного контроля, их юридическая природа.

35. Пропорциональная избирательная система: понятие, виды.

36. Референдум и плебисцит: понятие, основные черты.

37. Принцип «разделения властей» и конструирование демократического правового государства.

38. Парламентская ответственность правительства, акты делегированного законодательства.

39. Внутренняя организация парламента: структура, рабочие органы, партийные фракции, порядок формирования палат.

40. Формы контроля парламента за правительством.

41. Правовой статус депутата: формы парламентской деятельности, иммунитет и индемнитет.

42. Наказы избирателя (императивный мандат) и отзыв депутата: конституционно-правовое регулирование в различных странах.

43. Формы деятельности и компетенция Конституционного суда.

44. Порядок формирования и структура Конституционного суда в различных странах (США, ФРГ, Франция).

45. Содержание и юридические свойства конституции Италии.

46. Парламентская монархия, ее признаки. На примере Великобритании.

47. Основы конституционного строя Великобритании.

48. Федеративная форма государства: понятие, основные черты. На примере США.

49. Конституция США: характеристика, порядок внесения поправок.

50. Первичные выборы (праймериз) в США.

51. Правовой статус главы государства в США: способ замещения должности, компетенция.

52. Конгресс США: структура, компетенция.

53. Законодательная процедура в Парламенте США.

54. Процедура импичмента (США).

55. Унитарная форма: признаки, виды. На примере Франции.

56. Основы конституционного строя Франции.

57. Конституция Франции: характеристика, порядок внесения поправок.

58. Правовой статус Конституционного суда Франции.

59. Избирательная система Франции.

60. Национальное Собрание Франции: структура, компетенция.

61. Конституция Германии: характеристика, порядок внесения поправок.

62. Правовое положение главы государства в Германии.

63. Конституция Японии: характеристика, порядок внесения поправок.

64. Правовой статус главы государства Японии.

65. Конституционно-правовой статус парламента Японии.

66. Компетенция Парламента ФРГ.

67. Основы конституционного строя Китая.

68. Конституция КНР: характеристика, порядок внесения поправок.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Дискуссия (групповая дискуссия)

ДИСКУССИЯ (от лат. discussio – рассмотрение, исследование), – групповое обсуждение какой-либо проблемы, вопроса или круга вопросов с целью найти правильное решение. В обучении дискуссия развивает у студентов самостоятельное, логическое мышление, речевые навыки, пробуждает теоретическое начало. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Дискуссия помогает учащимся убедиться в правильности или ложности своих суждений, мнений, более глубоко разобраться в том или ином сложном вопросе. Педагог определяет необходимое количество вопросов, во время дискуссии, создает условия для различных ответов, высказывания разных точек зрения. Дискуссия требует тщательной, глубоко продуманной подготовки и живой, увлекательной формы ее проведения. Перед студентами задолго до дискуссии должна быть поставлена задача по самостоятельному изучению соответствующей литературы.

Деловые игры

Деловые игры на семинарах по конституционному праву зарубежных стран преследуют несколько целей:

- обсуждение и более глубокое усвоение студентами вопросов теории конституционного права зарубежных стран;

- широкое и максимально детальное изучение конституций зарубежных, а также иных нормативно-правовых актов доступных для исследования;

- анализ специфики конституционно-правового регулирования в различных государствах;

- анализ институтов конституционного права зарубежных стран, их механизмов (выявление общих и особенных черт).

При подготовке к игре, а также при ее воплощении студентов необходимо ориентировать на аналитический подход: подумать над тем, что обусловило конституционно-правовое регулирование конституционно-правового регулирования тех или иных отношений.

Выбирая тему игры, преподаватель может исходить из принадлежности тех или иных стран конкретным правовым системам современности (например, сравнительное изучение основ конституционного строя Великобритании и США или Великобритании и Канады и т.д.).

Студентам необходимо иметь тексты конституций, а также иные доступные нормативные акты зарубежных государств и приносить их на каждое занятие.

Воплощая игру, участники не должны нарушать границ приличия и дисциплины, но в их рамках обязаны проявить полную творческую свободу, изобретательность и оригинальность в выражении собственной позиции. Преподаватель же должен помнить, о том, что игра не способ сглаживания конфликта, а способ его выявления (т.е. игра = конфликт).

Разыгрывая тот или иной сценарий, необходимо исходить из основных категорий игры: название, тезис, цель, роли, ходы, вывод.

Целесообразным для воплощения представляются две основные формы[7] деловой игры:

формирование двух команд из студентов академической группы;

моделирование конкретной ситуации.

В рамках первой формы можно реализовать два сценария:

а) когда работа обеих команд концентрируется на отдельном институте конституционного права двух и более государств;

б) когда каждая из команд представляет конкретные государства, изучение основ конституционного строя которых, входит в программу курса.

Рассмотрим пример

а) с учетом основных категорий игры. Названием: институт президента

Тезис: президент в системе органов государственной власти

Цель: выявление условий, обусловивших возникновение этого института в различных государствах; анализ общих и особенных черт; закрепление теоретического и практического материала

Роли: одна команда представляет институт президента во Франции, другая - институт президента в США

Ходы: представитель первой команды выступает с сообщением по какому-либо аспекту заданной темы (например, президент в законотворческом процессе) и отвечает на вопросы оппонентов; затем по тому же вопросу выступает представитель второй команды; команды должны постараться найти слабые стороны в позициях друг друга, покритиковать друг друга; преподаватель может предлагать свои вопросы, обращая внимание студентов на то, что было упущено

Вывод: преподаватель подводит итог дискуссии, оценивая аргументацию каждай команды; выясняет, не изменилась ли позиция кого-то из участников.

Сценарий б) может быть разыгран тем же способом. Его отличие от предыдущего состоит в том, что в данном случае предметом обсуждения является не отдельный институт, а весь блок отношений составляющих предмет конституционного права. Однако реализацию такого сценария трудно уложить в академический час, поэтому он предпочтителен при работе в студенческих кружках и научных обществах.

Вторая форма игры предполагает, что все студенты академической группы моделирует и разыгрывают конкретную ситуацию из конституционно практики того или иного государства. Рассмотрим пример.

Название: ответственность Федерального правительства в ФРГ.

Тезис: вынесение Федеральному Канцлеру конструктивного вотума недоверия Бундестагом.

Цель: детальное изучение указанного механизма.

Роль: с учетом предпочтений самих студентов преподаватель выбирает из них Федерального Канцлера, Федерального Президента, кандидата на пост Федерального Канцлера; какая-то часть группы должна олицетворять Бундестаг.

Ходы: студенты придумывают фабулу политической проблемы, по которой позиции Федерального Канцлера, Бундестага не совпадают; разыгрывают прения и, в случае не достижения согласия, избирают преемника Федерального канцлера, после чего обращаются к Федеральному президенту с ходатайством об увольнении прежнего Федерального канцлера и назначении нового

Вывод: преподаватель подводит итог дискуссии, оценивая аргументацию каждой команды; выясняет, не изменилась ли позиция кого-то из участников.

Разбор ситуаций

Разбор практических ситуаций – это один из самых старых и испытанных методов активного обучения навыкам анализа проблем и подготовки решений. Цель этого метода – научить слушателей как при самостоятельной работе, так и при работе в группе, анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и вырабатывать программы действий. Данный метод позволяет слушателям развивать навыки анализа, диагностики и принятия решений, которые позволят им быть более успешными при решении похожих проблем в своей профессиональной деятельности.

Сущность метода заключается в том, что слушатели знакомятся с описанием ситуации, сложившейся в определенной организации. Чаще всего дается достаточно подробное описание событий, реально имевших место (с указанием точной хронологии, действующих лиц и другой значимой для дальнейшего анализа информации), или событий вымышленных, но достаточно точно отражающих реальную ситуацию. Описание может содержать указания на отношения и поведение участников событий в виде высказываний, описания их действий и т.д. Материалом для анализа может послужить статья из газеты, журнала, мемуарная литература, журнальные публикации, видеозаписи, кинофильмы и др.


[1] Занятия, отмеченные «·», проводятся в интерактивной форме.

[2] Пояснение смотрите в приложении.

[3] Целесообразным представляется разграничение категорий «термин» и «понятие», поскольку термин - слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, тогда как понятие - логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-либо. Подробнее см.: Современный толковый словарь русского языка. – М., 2004. – С. 575, 827.

* Находится в библиотеке Академии (Уральского филиала).

[4] Пояснение смотрите в приложении.

[5] Пояснение смотрите в приложении.

[6] Пояснение смотрите в приложении.

* Литература, отмеченная «*», имеется в библиотеке УФ ФГБОУВПО «РАП».

** Литература, отмеченная «**1», имеется в электронно-библиотечной системе IPRbooks.

** Литература, отмеченная «**2», имеется в электронно-библиотечной системе BOOK.RU.

[7] Предлагаемый перечень форм игры не только не является исчерпывающим, но и представляет собой достаточно условную конструкцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: