1. Осуществите превращения, все соединения назовите, реакции обозначьте символами:
2. Приведите строение пиразола, объясните причины появления прототропной (азольной) таутомерии. Напишите для него реакции нитрования, сульфирования и хлорирования. Докажите амфотерный характер пиразола соответствующими химическими реакциями. Все соединения назовите. Приведите препараты, производные пиразола, охарактеризуйте их применение.
3. Получите хинолин по Скраупу, охарактеризуйте его ароматичность и реакционную способность. По каким положениям будут протекать реакции нуклеофильного и электрофильного замещения? Приведите примеры 3-4 реакций SN и SE. Все соединения назовите. В состав каких биологически активных соединений и лекарственных препаратов входит хинолиновое ядро? Напишите их формулы, охарактеризуйте значение.
4. Осуществите превращения, все соединения назовите, реакции обозначьте символами:
5. Определите, какое соединение изображено на рисунке. Охарактеризуйте медико-биологическое значение данного алкалоида. Проведите функциональный анализ предложенного соединения, определив какие функциональные группы он содержит, опишите их. Подтвердите соответствие данного вещества к определенным классам органических соединений соответствующими характерными и качественными реакциями:
|
|
6. Напишите структуру фрагмента нуклеиновой кислоты с последовательностью: А-У-Г-Ц. Какому типу нуклеиновых кислот принадлежит данный участок? Из 5’-уридиловой кислоты получите уридин. Укажите медико-биологическое значение нуклеиновых кислот. Все соединения назовите.
7. Покажите биогенетическое родствокамфоры, цитраля, лимонена и ретинола. Сформулируйте изопреновое правило, выделите в их молекулах изопреновые звенья. Охарактеризуйте медико-биологическое значение данных соединений. Для цитраля приведите качественные реакции. Для лимонена напишите уравнения реакций, характеризующие его химические свойства. Для камфоры приведите реакцию с Br2 (CCl4), укажите значение продукта реакции. Все соединения назовите.
8. Приведите структуру холевой кислоты и схему ее взаимодействия с таурином. Какое значение имеет эта реакция? Укажите медико-биологическое значение желчных кислот. Приведите строение и назовите углеводород, лежащий в основе желчных кислот, выделите в нем стерановый фрагмент.
9. Напишите структурные формулы моносахаридов (открытые и циклические), участвующих в построении сердечных гликозидов. Для моносахаридов приведите систематические названия. Напишите структурную формулу строфантидина и реакцию его взаимодействия с β,D-фукозой с образованием гликозида. Укажите медико-биологическое значение сердечных гликозидов.
|
|
10. Определите, какое соединение изображено на рисунке, охарактеризуйте его медико-биологическое значение. Проведите функциональный анализ предложенного соединения, определив какие функциональные группы он содержит, опишите их. Подтвердите соответствие данного вещества к определенным классам органических соединений соответствующими характерными и качественными реакциями:
ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
по органической химии для студентов 2 курса заочной формы обучения фармацевтического факультета
ПЛАН ЛЕКЦИЙ
№ п/п | Тема | Часы |
Строение атома углерода. Химическая связь, строение ковалентной связи. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений и способы его передачи. Кислотные и основные свойства органических соединений | ||
Реакционная способность предельных (алканов, циклоалканов) и непредельных (алкенов, диенов, алкинов) углеводородов. Реакционная способность ароматических углеводородов. Галогенопроизводные углеводороды | ||
Реакционная способность спиртов, фенолов, простых эфиров, тиолов, сульфидов. Реакционная способность альдегидов и кетонов | ||
Реакционная способность карбоновых кислот и их функциональных производных (сложных эфиров, ангидридов, галогенангидридов, амидов). Геторофункциональные производные карбоновых кислот (гидрокси-, оксо-, фенолокислоты). Омыляемые липиды, фосфолипиды | ||
Реакционная способность аминов, диазо- и азосоединений. Производные угольной и сульфаниловой кислоты. Аминокислоты, α-аминокислоты, пептиды, белки | ||
Углеводы: моно-, ди-, полисахариды | ||
Неомыляемые липиды. Гетероциклические соединения, нуклеиновые кислоты | ||
Итого: |
ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема | Часы |
Классификация и номенклатура органических соединений, строение атома углерода, строение ковалентной связи, изомерия, проверочная работа № 1 | ||
Электронные эффекты заместителей, кислотно-основные свойства органических соединений, проверочная работа № 2 | ||
Предельные углеводороды (алканы, циклоалканы), непредельные углеводороды (алкены, диены, алкины), проверочная работа № 3 | ||
Ароматические углеводороды, галогенопроизводные углеводороды, проверочная работа № 4 | ||
Спирты, фенолы, простые эфиры, тиолы, сульфиды, проверочная работа № 5 | ||
Альдегиды и кетоны, проверочная работа № 6 | ||
Карбоновые кислоты и их функциональные производные (сложные эфиры, ангидриды, галогенангидриды, амиды, нитрилы). Геторофункциональные производные карбоновых кислот (гидрокси-, оксо-, фенолокислоты). Омыляемые липиды, фосфолипиды, проверочная работа № 7 | ||
Амины, азо-, диазо- соединения, производные угольной и сульфаниловой кислоты. Аминокислоты, α-аминокислоты, пептиды, белки, проверочная работа № 8 | ||
Углеводы: моно-, ди-, полисахара, проверочная работа № 9 | ||
Неомыляемые липиды, терпены, стероиды, сердечные гликозиды, проверочная работа № 10 | ||
Гетероциклические соединения. Алкалоиды, нуклеиновые кислоты, проверочная работа № 11 | ||
Лабораторный практикум «Функциональный анализ важных классов органических соединений». Тестирование | ||
Итого: | ||
КОНСУЛЬТАЦИЯ К ЭКЗАМЕНУ | ||
ЭКЗАМЕН |