Выготский ввел понятие внутренней речи. То, что находится между словом и речью, состоит не из слов, а из предикатов-набор рем. У детей внутренняя речь формируется постепенно примерно к десяти годам, как они понимают высказывания? Жинкин: УПК (универсально-предметный код), язык интеллекта с невербальной природой и интернациональным характером. То есть то, как мы думаем: образами и т.д. Этапы зарождения речи:
1. Мотив (желание высказаться) – он не всегда осознаваем.
2. Коммуникативное намерение – есть установка на жанр, но нет содержания
3. Замысел – появляется содержание / замысел высказывания на языке УПК
4. Внутренняя речь – с языка УПК переводим высказывание на национальный язык в виде внутренней речи
5, 6. Синтаксические и лексические моделирования – выбор грамматических структур и лексического оформления
7. Послоговая реализация – произносим высказывание
8. Контроль – соответствует ли модель ожиданиям.
Жинкин: в разных коммуникативных условиях порождение речи идет разными путями. Речь разговорная и речь подготовленная – по-разному строятся.
|
|
Есть ситуации, когда мы выдаем фразы без прохождения всех этих этапов.
# - Привет. Как дела? (используется клише) – Нормально. (автоматический)
Устная речь часто деграмматизирована: # Красные носки купила пошла я.
Коммуникативная компетенция – это владение разными жанрами речи.
Основные психолингвистические модели понимания высказывания.
Понимание – не механическое движение от смысла к значению, это сложный психологический процесс, с первой секунды человек начинает искать общую мысль высказывания. Огромную роль играют предвосхищение и расстановка. На этот процесс влияет ситуация, в которой происходит общение, отношения между коммуникантами и т.д. Особенности:
3. неосознанность понимания – вы не отдаете себе отчета в том, что извлекаете из речи;
4. понимание не является врожденным
5. уровневость восприятия (и на лексическом, и на грамматическом уровне, и т.д.)
6. осмысленность – любым высказываниям человек стремится приписать какой-то смысл;
7. сатиация – потеря значения слова при многократном его употреблении.(кошелек,кошелек)
Уровневость восприятия: