Основные методы управления качеством

Дифференциальный метод оценки управления качеством. Метод комплексной оценки. Смешанный метод оценки. Сферы приложения методов управления качеством. Контрольный лист. График. Гистограмма. Диаграмма разброса. График Парето. Диаграмма Исикавы. Контрольные карты. Понятие генеральной совокупности и выборки. Нормальный закон распределения. Контрольные карты по количественному признаку. Контрольные карты по альтернативному признаку. Понятие статистически регулируемого процесса. Чтение контрольных карт.

►Дифференциальный метод оценки управления кач-вом. Метод комплексной оценки. Смешанный метод оценки.

Дифференциальный метод оценки уровня кач-ва осуществляется, как известно, на основе непосредственного сравнения единичных показателей кач-ва оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями. Комплексный метод оценки уровня кач-ва предусматривает использование определяющего показателя кач-ва, т.е. когда целесообразно характеризовать уровень кач-ва в конечном итоге одним показателем. Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня кач-ва продукции не всегда позволяют успешно решить поставленные задачи. Особенно часто это происходит при оценке сложной продукции, имеющей большую номенклатуру показателей кач-ва, когда с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не дает возможности объективно полностью учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В этих случаях для оценки уровня кач-ва продукции применяют одновременно и единичные, и комплексные показатели кач-ва, т.е. оценку производят смешанным методом. ►Сферы приложения методов управления кач-вом. Первоначально использование методов управления кач-вом наибольшее распространение получило в промышленности, в настоящее время нормы обеспечения кач-ва находят применение в сфере предоставления услуг - в здравоохранении, в сервисе, образовании. ►Контрольный лист. График. Гистограмма. Диаграмма разброса. График Парето. Диаграмма Исикавы. Контрольные карты. 1. Лист сбора данных предназначен для регистрации возникающих событий, т.е. для сбора данных для последующего анализа. 2. Гистограмма это диаграмма в виде столбцов, на которой графически показано изменение какой-либо величины с учетом частоты распределения. 3. Потоковая диаграмма графическое отображение последовательности операций в рамках отдельного процесса, с указанием альтернативных путей развития событий в случае выполнения или невыполнения определенных условий. 4. Схема Исикава (причинно-следственная диаграмма) (причинно-следственная диаграмма) позволяет формализовать и структурировать причины возникновения того или иного события 5. Диаграмма Парето или ABC-анализ, позволяет выявить основные причины, оказывающие наибольшее влияние на возникновение той или иной ситуации. 6. Диаграмма корреляции (рассеивания) (диаграмма рассеивания) расброса - графическое отображение отношения между переменными величинами, связанными между собой. 7. Контрольная карта Шухарта служит для наблюдения за протеканием процесса и для выявления отклонений от нормального хода событий. ►Контрольные карты Контрольные карты (КК) — это способ графического представления результатов тех нологических или других процессов в порядке их выполнения. КК предназначены для мониторинга процессов с целью их анализа, регулирования и контроля. ►Понятие генеральной совокупности и выборки. Генеральная совокупность – совокупность элементов, удовлетворяющих неким заданным условиям; именуется также изучаемой совокупностью. ►Нормальный закон распределения. Нормальным называется распределение вероятностей непрерывной случайной величины, которое описывается плотностью вероятности. Нормальный закон распределения также называется законом Гаусса. Этот закон проявляется во всех случаях, когда случайная величина является результатом действия большого числа различных факторов. К нормальному закону приближаются все остальные законы распределения. ►Контрольные карты по количественному признаку. Контрольные карты по альтернативному признаку. По количественным признакам используют в основном следующие контрольные карты: - карта средних арифметических значений используется для контроля отклонения параметра от нормы и настройки на норму. - карта медиан используется вместо карты средних значений, когда хотят упростить расчёты. - карта средних квадратичных отклонений используется для контроля рассеяния показателя. - карта размахов используется вместо карты средних квадратичных отклонений, когда хотят упростить расчёты. - карта индивидуальных значений По кач-венным признакам (или по альтернативному признаку) различают следующие контрольные карты: - карта доли дефектной продукции Применяется для контроля и регулирования технологического процесса по доле дефектных изделий в выборке. - карта числа дефектных единиц продукции Используется для контроля и регулирования технологического процесса по числу дефектных изделий в выборке. - карта числа дефектов В этих картах регистрируется число дефектов c, выявленных в установленной единице контролируемой продукции, например, в рулоне ткани или бумаги, на определённой площади пластика, стекла и т.п. - карта числа дефектов на единицу продукции. ►Понятие статистически регулируемого процесса. Статистическое регулирование технологического процесса представляет собой корректировку параметров процесса по результатам выборочного контроля параметров продукции, осуществляемого для технологического обеспечения заданного уровня кач-ва. ►Чтение контрольных карт. Что важнее всего в процессе управления, так это точное понимание положения объекта управления с помощью чтения контрольной карты и быстрое осуществление подходящих действий, как только в объекте обнаружится что-нибудь необычное. Контролируемое состояние объекта — это такое состояние, когда процесс стабилен, а его среднее значение  и разброс данных (размах R) не меняются (остаются близкими к и, т. е. не выходят за пределы верхнего UCL и нижнего LCL контрольных уровней). Находится ли процесс в контролируемом состоянии или нет, определяется по контрольной карте, на основании которой осуществляется либо простой контроль без вмешательства в ход процесса (когда процесс идет успешно), либо воздействие на процесс (его регулирование) при отклонении условий протекания процесса от нормальных.

71. Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Общая квалиметрия – классификация методов, модели оценки качества. Специальная квалиметрия – экспертная, индексная и др. Предметная квалиметрия – социологическая, педагогическая и т.д. Принципы квалиметрии: разработка методов с учетом общественных интересов; приоритет в выборе показателей на стороне потребителя; наличие эталона для сравнения и т. д.

►Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.

Термин ≪квалиметрия≫ образован от латинского qualitas — кач-во (или quails — какой по кач-ву) и греческого melreo — измеряю.

В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления.

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки кач-ва, используемые для обоснования решений по управлению кач-вом и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:

• общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

• специальные квалиметрии классифицированные по видам методов и моделей оценки кач-ва (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);

• предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции — технических устройств, изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

►Принципы квалиметрии: разработка методов с учетом общественных интересов; приоритет в выборе показателей на стороне потребителя; наличие эталона для сравнения и т. д.

1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалификационной и количественной оценки кач-ва различных объектов исследования.

2.Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки кач-ва продукции всегда на стороне потребителя.

3.Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка кач-ва продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения — без базовых значений показателей определяющих свойств и кач-ва в целом.

4.Показатель любого уровня обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.

5.При использовании метода комплексной оценки кач-ва продукции все разнообразные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: