Билнт №3

1. Деловой этикет и протокол.

Истоки этикета. Слово «этикет» вошло в русскую, да и во все миро­вые культуры, из Франции XVI века. По одной версии понятие «этикет» впер­вые было использовано в качестве свода правил общепринятого поведения при королевском дворе Людовика XIV, когда на одном из приёмов короля всем гос­тям были вручены специальные карточки («этикетки») с перечнем образцов действия в различных ситуациях по отношению к различным персонам. По другой версии слово «этикет» возникло из запрещения ходить по газонам. На свежезасеяных газонах версальского дворца были выставлены таблички с просьбой, не топтать траву, и издан был указ Людовика XIV, предписывающий руководствоваться этими надписями. В современном значении этикет - это совокупность внешних правил поведения, установленных в культурном сооб­ществе, социальной группе (профессиональной, этнокультурной и т.д.) или в межгосударственном, межкультурном общении. Эти нормы в основном имеют рекомендательный характер, но их несоблюдение часто может иметь вполне конкретные негативные последствия в виде порицания, охлаждения или разры­ва отношений.

Функции этикета. Специалисты выделяют следующие основные функции этикета.

• Информационная функция, согласно которой этикет знакомит инди­вида с общепринятыми нормами поведения.

• Функция стандартизации моделей индивидуального и группового по­ведения, которая помогает человеку практически бессознательно, ав­томатически выбирать в различных ситуациях социально приемлемую линию поведения.

• Функция социального контроля и социального влияния, которая обес­печивает саморегуляцию человеческого сообщества.

• Создание психологического комфорта, связанное с формированием благоприятного социально-психологического климата для межчелове­ческих отношений.

1..З. Принципы этикета. Важно также выделить принципы этикета.

• Человеколюбие, гуманизм

•Целесообразность действий

• Эстетическая привлекательность поведения и внешнего облика ра­ботника.

•Уважение к- традициям страны

Важнейшим элементом деловой культуры руково­дителя является стиль управления, определяемый как набор интеллектуальных, психологических, эстетических способов, приёмов, инструментов, форм, орга­низующих усилия членов коллектива для достижения тех или иных профессио­нальных, корпоративных целей.

Авторитарный (директивный) стиль строится на жёсткой вертикали управления, иерархичности связей руководства с персоналом.

Демократический (коллегиальный) стиль характеризуется, с одной сто­роны, открытостью руководителя по отношению к идеям других людей, исхо­дящим от них организационным и профессионально-нравственным импульсам, с другой стороны, умением органично сочетать эти качества с владением управленческими технологиями, не допускающими вакуум власти и анархию.

Либеральный (популистский) стиль предполагает максимальное распре­деление власти между членами организации, где руководитель выступает «пер­вым среди равных».

Бюрократический стиль исходит из функционального понимания места и роли сотрудника, работник рассматривается как носитель определённой про­фессиональной функции, для раскрытия и реализации которой управленец ис­пользует арсенал побудительных и стимулирующих средств и приёмов управ­ления, включая санкции и персональную ответственность работника за исполнение решения.

Партнёрский стиль строится на культивировании достаточно открытых, доверительных отношений между руководством и подчинёнными.

Представление. Общение начинается со знакомства, а в служебных от­ношениях с процедуры представления. В служебных, деловых отноше­ниях лицо, занимающее менее высокое положение, представляют более высо­копоставленному, новоприбывшего — собравшимся. При равенстве должностных статусов младшего по возрасту представляют старшему, мужчину пред­ставляют женщине. Представляясь, мужчины встают, за исключением очень пожилых и больных людей, женщины могут не вставать, за исключением слу­чаев, когда перед ними пожилой человек или высокопоставленное лицо. Разговор начинает всегда старший по статусу.

Приветствие. Традиционно принято здороваться лёгким поклоном (на­клоном головы, а не всего торса), словесным приветствием и в некоторых си­туациях, - рукопожатием. Согласно этикету, при словесном приветствии пер­вым здоровается подчинённый, при равенстве должностных статусов младший по возрасту первым приветствует старшего, мужчина — женщину.

Обращение. • в отечественной практике, если ситуация не является чрезвычайно офици­альной, формальной или торжественной, то наиболее приемлемой формой обращения является обращение по имени и отчеству;

• обращение «товарищ», «товарищи» используется в военизированных сооб­ществах (в армии, милиции, спецслужбах);

Распоряжение. Решения руководителя могут быть по-разному сформу­лированы подчинённым: в форме приказа, поручения и просьбы. Специалисты заметили, что приказная форма уместна там, где это требуется по юридическим соображениям, в особо принципиальных или экстремальных ситуациях, где недопустимо какое-либо отступление от принятого решения, в случаях низкого уровня дисциплины исполнителей

Наказание. Оценка труда подчинённых и необходимое в определённых случаях наложение взысканий за их ошибки — неотъемлемый элемент служеб­ных отношений. Руководите­лю важно помнить о принципах этики и этикета, без учёта которых применение санкций может быть разрушительным для морально-психологического микро­климата в коллективе.

Поощрение. Положительные подкрепления и стимулы (вознаграждения, поощрения) в сфере управления имеют огромное значение. При этом важно помнить о могущественной силе слова, которое, являясь интерактивным инструментом культуры, способно воодушевить человека профессиональными и корпоративными ценностями, на­строить его сознание и психику на положительные, творческие, плодотворные состояния.

Совещание. Важным элементом деловой культуры руководителя являет­ся соблюдение этикетных правил проведения совещания. Специалисты приво­дят следующие этикетные требования, предъявляемые в этом виде управленче­ской деятельности к современному менеджеру.

1. Соблюдение принципа пунктуальности, отступление от которого го­ворит о неуважении к сотрудникам.

2. Нормы этикета регламентируют используемые руководителем формы приветствия. Согласно первому, наиболее распространённому вариан­ту, войдя в зал заседаний, руководитель должен поздороваться со все­ми сразу словесным приветствием и кивком головы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: