1. Деловой этикет и протокол.
Истоки этикета. Слово «этикет» вошло в русскую, да и во все мировые культуры, из Франции XVI века. По одной версии понятие «этикет» впервые было использовано в качестве свода правил общепринятого поведения при королевском дворе Людовика XIV, когда на одном из приёмов короля всем гостям были вручены специальные карточки («этикетки») с перечнем образцов действия в различных ситуациях по отношению к различным персонам. По другой версии слово «этикет» возникло из запрещения ходить по газонам. На свежезасеяных газонах версальского дворца были выставлены таблички с просьбой, не топтать траву, и издан был указ Людовика XIV, предписывающий руководствоваться этими надписями. В современном значении этикет - это совокупность внешних правил поведения, установленных в культурном сообществе, социальной группе (профессиональной, этнокультурной и т.д.) или в межгосударственном, межкультурном общении. Эти нормы в основном имеют рекомендательный характер, но их несоблюдение часто может иметь вполне конкретные негативные последствия в виде порицания, охлаждения или разрыва отношений.
|
|
Функции этикета. Специалисты выделяют следующие основные функции этикета.
• Информационная функция, согласно которой этикет знакомит индивида с общепринятыми нормами поведения.
• Функция стандартизации моделей индивидуального и группового поведения, которая помогает человеку практически бессознательно, автоматически выбирать в различных ситуациях социально приемлемую линию поведения.
• Функция социального контроля и социального влияния, которая обеспечивает саморегуляцию человеческого сообщества.
• Создание психологического комфорта, связанное с формированием благоприятного социально-психологического климата для межчеловеческих отношений.
1..З. Принципы этикета. Важно также выделить принципы этикета.
• Человеколюбие, гуманизм
•Целесообразность действий
• Эстетическая привлекательность поведения и внешнего облика работника.
•Уважение к- традициям страны
Важнейшим элементом деловой культуры руководителя является стиль управления, определяемый как набор интеллектуальных, психологических, эстетических способов, приёмов, инструментов, форм, организующих усилия членов коллектива для достижения тех или иных профессиональных, корпоративных целей.
Авторитарный (директивный) стиль строится на жёсткой вертикали управления, иерархичности связей руководства с персоналом.
Демократический (коллегиальный) стиль характеризуется, с одной стороны, открытостью руководителя по отношению к идеям других людей, исходящим от них организационным и профессионально-нравственным импульсам, с другой стороны, умением органично сочетать эти качества с владением управленческими технологиями, не допускающими вакуум власти и анархию.
|
|
Либеральный (популистский) стиль предполагает максимальное распределение власти между членами организации, где руководитель выступает «первым среди равных».
Бюрократический стиль исходит из функционального понимания места и роли сотрудника, работник рассматривается как носитель определённой профессиональной функции, для раскрытия и реализации которой управленец использует арсенал побудительных и стимулирующих средств и приёмов управления, включая санкции и персональную ответственность работника за исполнение решения.
Партнёрский стиль строится на культивировании достаточно открытых, доверительных отношений между руководством и подчинёнными.
Представление. Общение начинается со знакомства, а в служебных отношениях с процедуры представления. В служебных, деловых отношениях лицо, занимающее менее высокое положение, представляют более высокопоставленному, новоприбывшего — собравшимся. При равенстве должностных статусов младшего по возрасту представляют старшему, мужчину представляют женщине. Представляясь, мужчины встают, за исключением очень пожилых и больных людей, женщины могут не вставать, за исключением случаев, когда перед ними пожилой человек или высокопоставленное лицо. Разговор начинает всегда старший по статусу.
Приветствие. Традиционно принято здороваться лёгким поклоном (наклоном головы, а не всего торса), словесным приветствием и в некоторых ситуациях, - рукопожатием. Согласно этикету, при словесном приветствии первым здоровается подчинённый, при равенстве должностных статусов младший по возрасту первым приветствует старшего, мужчина — женщину.
Обращение. • в отечественной практике, если ситуация не является чрезвычайно официальной, формальной или торжественной, то наиболее приемлемой формой обращения является обращение по имени и отчеству;
• обращение «товарищ», «товарищи» используется в военизированных сообществах (в армии, милиции, спецслужбах);
Распоряжение. Решения руководителя могут быть по-разному сформулированы подчинённым: в форме приказа, поручения и просьбы. Специалисты заметили, что приказная форма уместна там, где это требуется по юридическим соображениям, в особо принципиальных или экстремальных ситуациях, где недопустимо какое-либо отступление от принятого решения, в случаях низкого уровня дисциплины исполнителей
Наказание. Оценка труда подчинённых и необходимое в определённых случаях наложение взысканий за их ошибки — неотъемлемый элемент служебных отношений. Руководителю важно помнить о принципах этики и этикета, без учёта которых применение санкций может быть разрушительным для морально-психологического микроклимата в коллективе.
Поощрение. Положительные подкрепления и стимулы (вознаграждения, поощрения) в сфере управления имеют огромное значение. При этом важно помнить о могущественной силе слова, которое, являясь интерактивным инструментом культуры, способно воодушевить человека профессиональными и корпоративными ценностями, настроить его сознание и психику на положительные, творческие, плодотворные состояния.
Совещание. Важным элементом деловой культуры руководителя является соблюдение этикетных правил проведения совещания. Специалисты приводят следующие этикетные требования, предъявляемые в этом виде управленческой деятельности к современному менеджеру.
1. Соблюдение принципа пунктуальности, отступление от которого говорит о неуважении к сотрудникам.
2. Нормы этикета регламентируют используемые руководителем формы приветствия. Согласно первому, наиболее распространённому варианту, войдя в зал заседаний, руководитель должен поздороваться со всеми сразу словесным приветствием и кивком головы.