Основные типообразующие признаки: характер аудитории, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность.
По характеру аудитории выделяются следующие основные типы изданий:
- международные;
- общероссийские;
- межрегиональные;
- территориальные (областные, краевые, городские, районные);
- этнических общностей;
- профессиональных групп;
- возрастных групп;
- для женщин и мужчин;
- для верующих.
По характеру аудитории существует разделение изданий на следующие типы:
- по гендерному признаку - для женщин и мужчин (Maxim, Men's Health, Лиза, Cosmopolitan);
- по возрасту - для детей (Простоквашино, Мурзилка), молодежи (Yes!, Все звёзды), для людей любого возраста (Огонек, Отдохни);
- по территориальному признаку - международные (Cosmopolitan, Elle), общероссийские (Наша молодёжь, Патриот отечества), межрегиональные (Алтайский бизнес журнал), территориальных общностей (городские - СПБ, Собака.ru);
- по профессиональному признаку - в медицине, в бизнесе, коммерции, армии и др. (Финансы и бизнес, Фарматека, Военная мысль);
|
|
- по характеру социальных групп - для родителей (Хорошие родители, Няня); для других групп населения - Преодоление (для инвалидов).
По предметно-тематической направленности:
- универсальные;
- специализированные.
Универсальные реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели:
- «для всех не обо всем» (тематическая);
- «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики - профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские).
По целевому назначению:
- художественные;
- публицистические;
- развлекательные;
- научные;
- рекламные;
- информационные.
С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики:
- по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);
- по учредителю (государственная и негосударственная пресса);
- по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);
- по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);
- по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);
- по содержательному наполнению (качественная и массовая).
По характеру изложения и типу аудитории издания делятся на:
- элитарные;
- массово-популярные;
- литературно-художественные;
По объему на: «тонкие» и «толстые»;
По формату на:
- журналы большого формата;
- уменьшенного.
Также можно рассмотреть другую классификацию журнальной продукции:
|
|
- Женские журналы - периодические издания для женщин, в которых в основном затрагиваются темы о красоте, моде, женском здоровье, диетах и фитнесе, семье и детях и т.д.
- Развлекательные - издания, затрагивающие Интересные события из мира знаменитостей кино, музыки, моды и спорта
- Молодёжные.
- Мужские - затрагивают темы: мода и стиль, бизнес, политика, технологии, эротика и т.д.
- Автомобильные - Новости рынка автомобилей, статьи о машинах и связанном с ними стиле жизни.
- Деловые и экономические - статьи о проблемах современного бизнеса, технологиях управления, вопросах корпоративной стратегии и др.
- Интерьер, дизайн, строительство - журналы по ремонту, дизайну интерьеров, благоустройству жизненного пространства и т.д.
- Детские
- Прочие
Газетно-журнальные издательские дома, как, например, «Коммерсант», стараются охватить свою читательскую аудиторию всеми основными типами изданий. вокруг центрального издания, в нашем случае «Коммерсант-дейли», создаются различные приложения, новые газеты и журналы.
С осени 1997 г. известная газета «Коммерсант-daily» стала называться просто «Коммерсант», вместо еженедельника «Коммерсант» появился «Коммерсант-Власть», экономический журнал «Деньги» переименовался в «Коммерсант-Деньги». Издательский дом включает в пакетную подписку «Коммерсант-плюс» также свои ежемесячные журналы «Домовой» и «Автопилот», рассчитанные на разные интересы членов семьи.
По этому же пути пошел и издательский дом «Крестьянка», известный своими журналами для женщин («Мода в доме», «Наша усадьба»). он и решил распространить свое внимание на мужскую аудиторию. был предложен ежемесячный иллюстрированный журнал «Обыватель», который предназначен «для мужчин, не помешанных на политике, умеющих зарабатывать, желающих обустроить быт и хозяйство, быть молодым в любом возрасте, уметь защитить себя и свою семью».