Алалия является неоднородным явлением по механизмам, по проявлениям, по степени выраженности. Существует множество классификаций. Принято выделять следующие ведущие принципы классификации:
- Топологический (локализация поражения ГМ).
- Психологический (нарушения протекания высших психических процессов).
- Лингвистический(учёт нарушения языковой системы).
Топологическая классификация.
Раскрывает анатомо-физиологический аспект.
Выделяется:
1) Моторная алалия. Ребёнок вовремя начинает понимать обращённую речь, но самостоятельно не говорит. Связана такая алалия с нарушением речедвигательного анализатора центрального отдела. В зависимости от того, какие зоны пострадали выделяется:
· Афферентная А- поражение затрагивает постцентральные отделы коры ГМ, которые затрагивают кинестетические ощущения нервной системы. У детей дефектно формируется кинестетическая программа. Характерна невозможность повторить слово, фразу.
· Эфферентная А – Повреждены премоторные зоны, отвечающие за последовательность, организацию сложной комплексно-двигательной программы. Детям сложно выполнять серии движений, переключаться с одного движения на другое.
2) Сенсорная алалия. При сохранном слухе, ребёнок не понимает произнесённую речь или её понимание крайне ограничено. При сенсорной алалии нарушен речеслуховой анализатор в центральном отделе коры ГМ.
3) Сенсомоторная алалия. Возникает при поражении речедвигательного и речеслухового анализатора в центральном отделе коры ГМ. Наблюдается нарушение и в экспрессивной и в импрессивной речи.