(лингвистическая классификация).
Данная классификация построена с учётом нарушения языковых систем.
В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем: 4 формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи.
Орфинская выделяла первичные и вторичные недоразвития языковых систем (НЯС):
ПЕРВИЧНЫЕ:
(Первичные формы недоразвития языковых систем связаны с неполноценностью одного из двух важных для речи анализаторов: речедвигательного или речеслухового.)
- 3 моторных формы
- 3 сенсорных формы
ВТОРИЧНЫЕ:
(Вторичные недоразвития языковых систем могут быть связаны с неполноценностью двигательного, зрительного анализаторов либо с нарушением межанализаторных связей.)
- моторно-синтаксическая
- моторно-оптическая
+ Ещё 2 алалии:
- сенсомоторно - амнестическая;
|
|
- сенсорная мнестическая.
Орфинская указывает, что недоразвитие языковых систем при алалии м.б. избирательным и неизбирательным.
При избирательном недоразвитии одна языковая система недоразвита тяжело, а другая относительно легко. При неизбирательном грубо недоразвиты все языковые системы. Также недоразвитие языковых систем м б равномерным и неравномерным.
НЯС всегда проявляются в нарушении фонематического, морфологического и синтаксического анализа, либо в нарушении средовой деятельности.
Алалия связанная с первичным НЯС и избирательным нарушением одного анализатора. Характеризуется тем, что на первый план выступает неполноценность языкового анализа и синтеза.
Алалия связанная со вторичным недоразвитием языковых систем, обусловлена с избирательным недоразвитием связей между анализаторами, на первый план выступают нарушения средовых систем, т.е. памяти.
Выделяется три группы алалий:
I.Алалии с первичным НЕДОРАЗВИТИЕМ ЯЗЫКОВЫХ СИСТЕМ(НЯС):
Ведущие расстройства:
- артикуляторная апраксия;
- слуховая агнозия;
- нарушения морфологического анализа;
- нарушения фонематического анализа.
ПЕРВАЯ ПОДГРУППА:
(включает 3 формы моторной алалии) (В одной из форм моторной алалии отмечаются затруднения при осмыслении и самостоятельном использовании словообразующих аффиксов.)
Эта подгруппа связана с избирательной неполноценностью речедвигательного анализатора.
Алалии:
- 2 формы избирательного недоразвития фонематической системы.
- 1 форма избирательного недоразвития морфологической системы словообразования.
|
|
ВТОРАЯ ПОДГРУППА:
(включает 3 формы сенсорной алалии).
(2 и 3-я формы сенсорной алалии проявляются в трудностях определения фонематического и морфологического состава слова, т.е. анализа слова. Ребёнок затрудняется в узнавании слова, но слух и произношение изолированных звуков и слогов у него сохранны).
Данная подгруппа связана с избирательной неполноценностью слухового анализатора.
Алалии:
- 2 формы избирательного недоразвития фонематической системы.
- 1 форма неизбирательного и неравномерного недоразвития всех языковых систем.
При всех алалиях I группы неполноценность фонематической системы проявляется в дефектах звукопроизношения, слуховой дифференциации звуков и в несформированности фонематического анализа.
II.Алалии связанные со вторичным НЕДОРАЗВИТИЕМ ЯЗЫКОВЫХ СИСТЕМ (НЯС):
Ведущими нарушениями для этих форм алалии являются агнозии и апраксии.
Формы алалии:
ПЕРВАЯ ФОРМА: моторно-синтаксическая (избирательная неполноценность двигательного анализатора). Эта алалия проявляется в нарушениях дифференциации и обобщения по пространственным и временным отношениям. Отмечаются недоразвития соответствующих грамматических понятий: наречия, предлоги, приставки.
ВТОРАЯ ФОРМА: оптическая (связана с избирательной неполноценностью зрительного анализатора). Проявляется в трудностях дифференциации и обобщений по форме, величине, количеству и характеризуется недоразвитием соответствующих словесных понятий.