Манипулируя с предметами, ребенок открывает для себя новые способы действий и новые свойства предметов, устанавливает их различия по форме, величине, цвету.
В 7-8 месяцев малыш научается брать сразу две игрушки и действовать с ними одновременно и поочередно. Это свидетельствует о развитии внимания: оно становится более устойчивым и распределенным. В процессе манипулирования стремительно развивается наглядно-действенное мышление. Собственный опыт манипулирования отражается и на памяти р ебенка. Если в первом полугодии младенцы лучше запоминали игрушки, демонстрируемые взрослым, то во втором полугодии они так же хорошо запоминают и те предметы, которыми манипулируют самостоятельно в отсутствие взрослого.
Поступая по образцу взрослого, ориентируясь на его оценку, ребенок в год начинает осваивать и простейшие предметные действия: пользоваться ложкой, пытаясь самостоятельно есть, «причесываться» расческой, баюкать куклу. Появление таких действий свидетельствует о начале развития предметной деят-ти, характерной для следующего возрастного этапа.
Преобразование эмоциональной сферы
Переход к новой ведущей деят-ти и новой форме общения со взрослыми влечет за собой преобразования в эмоциональной сфере ребенка. Расширяется гамма оттенков переживаний и их мимических выражений, особенно в сфере отрицательных эмоций.. Дети начинают сердиться, характерная мимика дополняется движениями отталкивания, царапанием, ударами рук, «ворчанием». Одновременно с ними возникают обида, печаль, грусть. У малыша появляется реакция на свои успехи и неуспехи, на похвалу и порицание.