Проведите лингвистический анализ художественного текста. 1. Простые предложения — это предложения с одной грамматической основой

1. Простые предложения — это предложения с одной грамматической основой. Грамматическая основа

двусоставного предложения состоит из двух главных членов: и подлежащего, и сказуемого, причем оба главных члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) с главным членом — сказуемым: Морозит. На улице темно, 2) с главным членом — подлежащим: Мороз. Темень.

Односоставные предложения могут быть так же, как и двусоставные, распространенными и нераспространенными.

Предложения с одним главным членом — сказуемым — делятся на определенно-личные, неопределенно-личные и безличные.

Определенно-личные предложения — это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица: Люблю грозу в начале мая!; Чему смеетесь? Над собой смеете сь!; Приходите завтра. Форма главного члена указывает на деятеля — говорящего или собеседника.

Неопределенно-личные предложения — это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени: Что новенького пишут в газете?; В дверь постучались. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят.

Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего: Уже совсем стемнело; На улице крепко морозит; В классе было тихо; Мне грустно... потому что весело тебе (М. Лермонтов).

Сказуемое в таких предложениях может выражаться различными способами.

А. Простое глагольное: 1) безличным глаголом: На дворе вечереет; 2) безличной формой личного глагола: Пахнет сеном над лугами; 3) безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях: В школе уже никого не было; 4) словом нет: У него нет родителей.

Б. Составное глагольное: безличным вспомогательным глаголом + неопределенная форма глагола: Спать не хотелось; Над этим стоит подумать.

В. Составное именное: глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (имя или краткое страдательное причастие в форме среднего рода): В этот час в коридоре было совсем тихо; В избе жарко натоплено.

Значения безличных предложений так же разнообразны, как форма: они сообщают о состоянии окружающей среды или природы (Темнеет. Сыро); о физическом или психическом состоянии человека (Знобит; Мне холодно; Ане тоскливо).

Односоставные предложения с одним главным членом — подлежащим — именуются назывными. Подлежащее в них выражено именем существительным в форме именительного падежа: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет (А. Блок).

Иногда при подлежащем употребляются частицы вот или вон, с которыми назывные предложения приобретают указательное значение: Вон мельница. Вот парадный подъезд. Назывные предложения сообщают о существовании (бытии) какого-либо предмета, явления в настоящем. Они часто употребляются в художественной литературе.

2. Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют одинаковую долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.

Ударный слог может занимать любое положение в слове: в начале, середине, конце. Такое ударение называется свободным (разноместным): город, домашний, институт. Разноместность ударения позволяет различать омографы: замокзамок, хлопокхлопок или омоформы: пили — пили, руки — руки.

Русское ударение является также подвижным, т. е. оно может перемещаться с одного слога на другой в различных формах одного и того же сло-ва: города — города и т. п. Есть слова, в которых возможно двоякое ударение: иначе — иначе, творог — творог.

Эти свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, которое основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлабо-тоническим (слого-ударным).

В силлабо-тоническом стихосложении различают пять основных размеров:

Ямб: ∪— (вода)

Хорей: — ∪ (воды)

Амфибрахий: ∪— ∪ (железо)

Дактиль: — ∪∪ (водами)

Анапест: ∪∪— (железа).

Ямб и хорей образуют группу двусложных раз­меров, а дактиль, амфибрахий и анапест — группу трехсложных размеров. Каждая группа обладает своими ритмическими особенностями:

Ямб: Пора, пора, рога трубят (ударение падает на 2—4—6—8-й слог).

Хорей: Мчатся тучи, вьются тучи (ударение падает на 1—3—5—7-й слог).

Амфибрахий: Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне (ударение падает на 2—5— 8—11-й слог).

Дактиль; Тучки небесные, вечные странники (ударение падает на 1—4—7—10-й слог).

Анапест; Не дождаться мне. видно, свободы, А тюремные дни будто годы (ударение падает на3—6—9—12-й слог).

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.

Билет № 21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: