Эволюция практики ООН как основного глобального регулятора в области миротворчества и миростроительства

Ранний период. Первыми двумя миссиями Организации Объединенных Наций стали Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия и Группа военных наблюдателей ООН Индии и Пакистане. Самой первой миротворческой операцией, личный состав которой был вооружен, стали Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН, развернутые в 1956 году в связи с Суэцким кризисом. В 60-е и 70-е годы Организация Объединенных Наций осуществляла краткосрочные миссии в Новой Гвинее, Йемене и Доминиканской Республике и начала развертывание более долгосрочных операций на Кипре и на Ближнем Востоке.

Расширение масштабов операций после окончания «холодной войны». После окончания «холодной войны» стратегический контекст миротворческой деятельности ООН радикально изменился, что побудило Организацию изменить и расширить свои полевые операции, перейдя от традиционных миссий, решавших сугубо военные задачи, к сложным «многоаспектным» мероприятиям, нацеленным на обеспечение выполнения всеобъемлющих мирных соглашений и оказание помощи в формировании фундамента для устойчивого мира. За прошедшие годы изменился также сам характер конфликтов. Соответственно, миротворческие операции ООН, которые первоначально применялись в связи с межгосударственными конфликтами, теперь все чаще используются в связи с конфликтами внутри государств и гражданскими войнами.

Середина 90-х годов: период переоценки ценностей в рамках миротворческой деятельности ООН. В последнее десятилетие двадцатого века миротворчество пережило этапы завышенных ожиданий, вызванных окончанием холодной войны, разочарований в связи с целым рядом неудач и, в конце концов, вновь возрождённого спроса на миротворческие услуги. Всё это поставило в повестку дня насущную необходимость модернизации имевшихся механизмов миротворчества, прежде всего. Концептуальные основы обновления миротворческой деятельности ООН были зафиксированы в докладе Генерального секретаря ООН Б. Бутроса Гали «Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира» (1992г.). В докладе отмечалась необходимость комплексного подхода к вопросам безопасности; было также заявлено о готовности провести реформы в аппарате ООН, расширив права и компетенцию Генерального секретаря. Эти идеи получили развитие в «Дополнении к Повестке дня для мира», вышедшем в 1995г., и в докладе Генсекретаря о реформе ООН в 1997г.

Следующим шагом стала проработка проблематики совершенствования миротворческого потенциала Организации Группой (экспертов) по операциям ООН в пользу мира во главе с бывшим мининдел Алжира Лахдаром Брахими. В результате рассмотрения соответствующих рекомендаций был принят целый ряд решений, нацеленных на наращивание ооновского потенциала. Устав ООН отводит Совету Безопасности главную политическую роль во взаимоувязанной схеме действий в рамках ооновского миротворчества.

2000-е годы. В течение следующего десятилетия Совет Безопасности учредил также крупные и сложные миротворческие операции в таких африканских странах, как Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне, Либерия, Бурунди, Кот-д,Ивуар, Судан (на юге страны и в Дарфуре), Эритрее/Эфиопии и Чад и Центральноафриканской республике. Кроме того, миротворцы вернулись для возобновления жизненно важных для стран, в которых хрупкий мир не устоял, операций в Гаити и недавно обретшем независимость Тиморе-Лешти.

В настоящее время больше всего войск для операций ООН предоставляют страны Южной Азии (Пакистан, Бангладеш, Индия, Шри-Ланка и Непал) и Африки (Гана, Нигерия). Арабские и латиноамериканские страны также предоставляют значительные воинские контингенты.

Таким образом, с одной стороны, перед ООН открылись новые возможности для поистине полноценного служения интересам мирового сообщества перед лицом разнообразных вызовов современности. С другой, реформенные преобразования в Организации фактически стали полем противоборства различных групп государств-членов, в рамках которого США и их единомышленники пытаются продавить свои приоритеты.

БИЛЕТ 6Роль ООН в процессе предотвращения конфликтов

ООНовский механизм реализации ПД имеет свои возможности и ресурсы, хотя в чисто техническом плане быстрое реагирование и принятие необходимых решений на уровне ООН в рамках общей стратегии предотвращения и сложившейся процедуры осуществить достаточно сложно. Например, для получения санкции Совета Безопасности на проведение превентивной акции, требуется согласие стран-членов ООН на участие в ней. Как показывает опыт 90-х годов ХХ в. правительства не проявляли желания оказываться вовлеченными во внутренние дела других государств, несмотря даже на то, что конфликт мог вылиться в кровопролитие, создать угрозу безопасности в регионе. Трудности с реализацией на практике концепции превентивной дипломатии связаны так же с различной интерпретацией превентивной дипломатии крупными державами в контексте своих геополитических интересов. Несмотря на внешнюю привлекательность концепции и ее поддержку со стороны развитых и ведущих государств, очевидно, что последние готовы принимать меры по предотвращению конфликтов только в тех странах, которые входят в сферу их главных интересов.

После интенсивного обсуждения миротворчества в течении ряда лет, пришли к тому, что самая актуальная идея - это предотвращения конфликтов. С 1992г. постоянно увеличивался акцент ООН и государств-членов на предотвращение конфликтов как гораздо более дешевую альтернативу поддержанию мира и другим формам вмешательства после начала конфликта. ООН долгое время участвовала в предотвращении конфликтов, однако могла бы стать более действенной, если бы обладала достаточным финансированием и более четкой организацией. Среди инструментов предотвращения конфликтов, названных Генеральным секретарем, были превентивная дипломатия, превентивное развертывание военных или гражданских полицейских сил, превентивное гуманитарное вмешательство и превентивное построение мира - «обширный выбор политических и социально-экономических видов деятельности для поддержания пошатнувшихся государств или восстановления разрушенных». Превентивная дипломатия может осуществляться самим Генеральным секретарем, либо через старших должностных лиц или специализированные учреждения и программы, а также Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей и региональными организациями в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций.

В «Повестке дня для мира» отмечается, что операции Организации Объединенных Наций в кризисных районах обычно осуществлялись после того, как конфликт уже начался. Пришло время осуществлять планирование на случай возникновения обстоятельств, требующих превентивного развертывания, которое может предприниматься в различных ситуациях и различным образом. Отмечается, что например, в условиях национального кризиса может иметь место превентивное развертывание по просьбе правительства или всех заинтересованных сторон, или с их согласия; при возникновении межгосударственных споров такое развертывание могло бы иметь место, когда обе страны считают, что присутствие Организации Объединенных Наций по обе стороны их границы может содействовать предотвращению боевых действий; кроме того, превентивное развертывание могло бы иметь место, когда какая-то страна ощущает угрозу и просит обеспечить соответствующее присутствие Организации Объединенных Наций лишь с ее стороны границы. В каждом случае мандат и состав сил Организации Объединенных Наций должны быть тщательно разработанными и ясными для всех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: