Модель процесса убеждения Уильяма Мак-Гуайра
Модель параллельного процесса: убеждение и внушение
Ричарда Петти и Джона Качоппо
Элементы процесса убеждения
Мы только что познакомились с источниками и общими принципами формирования установок. Но одних этих знаний еще недостаточно, чтобы составить цельное представление о том, как у людей появляются установки, поэтому социальные психологи вот уже более полувека стремятся создать как можно более точную и детальную модель процесса образования и изменения установок. Учитывая сказанное раньше о связи установок и поведения, думается понятно, что по существу речь идет о попытках создания модели процесса социального влияния. Впервые за решение этой задачи взялась возглавляемая Карлом Ховландом исследовательская группа, созданная в 40-х годах XX века при Йельском университете. Эта группа работала над проектом, получившим название «Программа исследования коммуникаций», а теоретическим фундаментом ее деятельности стала бихевиористская парадигма, то есть теория научения и принцип подкрепления. Согласно данному подходу, как известно, не существует качественных различий во владении любыми навыками: от моторных, речевых, социально-поведенческих до навыков обретения социальных ценностей в виде установок. Во всех случаях действует один и тот же принцип — подкреплени е. Поэтому модель процесса формирования и изменения установок, разработанная К. Ховландом и его коллегами и получившая название модели последовательных стадий, становится вполне понятной, если анализировать ее в соответствии со схемой «стимул — реакция — подкрепление». Именно так, по мнению Йельской группы, и образуются установки.