Число исслед-ий МИ огромно. Они исходят из структура комм-ционного процесса: модель Лассуэлла: кто говорит, что говорит, пользуясь каким средством коммуникации, кому, с каким эффектом.
Таким же образом группируются исследования, имеющие в качестве объекта одну из частей модели ком-ционного процесса.
На вопрос «кто говорит» стремятся ответить исследования, которые анализируют сферу производства информации, например, структуру информационных агентств или личность Коммуникатора.
Существует 2 вида исследований: качественные и количественные.
1) В количественных исследованиях получают статистические выводы, выраженные в числах (например, выявл-ся доля людей, читающих данное издание, доля материалов на определенную тему в контенте радиопередач за определенный период, частота употребления различных слов в произведениях публициста или теснота связи м/у образованием и чтением газет).
Методы количественных исследований: массовый опрос, контент-анализ материалов массовой коммуникации, анализ лексики автора или издания, фиксирование потребления информации с помощью технических средств – счетчиков.
|
|
Пример - «анализ содержания», или контент-анализ - это методика выявления частоты появления в тексте определенных характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста или возможных реакциях адресата. Это анализ потоков информации на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях.
2) Качественные исслед-ия - нестатистические, аналитические, прогностические. К кругу таких исследований относятся многочисленные методики изучения отдельных объектов – текстов, социальных общностей, исторических и иных событий, творческий и жизненный путь создателей произведений, истории создания газет или отдельных произведений и т. п.
Методы качественного анализа – наблюдение объекта, анкетирование или очные опросы на небольших выборках, изучение документов, сравнительно-исторические методики, опросы, экспертные интервью.