1. Под силой понимается способность человека воздействовать на внешние
силы или активно им противодействовать за счет мышечных напряжений.
Например, человек, напрягая мышцы, поднимает тяжелую штангу, т. е. он
воздействует на нее и приводит ее в движение. Подняв штангу, человек
опять-таки посредством напряжения мышц удерживает ее над головой, т.е.
активно противодействует весу штанги, которая давит на него. Но не только
для поднятия тяжестей человеку нужна сила. Все его движения и
передвижения связаны с напряжением мышц. Если человек обладает
большим запасом физической энергии, он способен дальше и выше прыгать,
быстрее бегать, с большей скоростью передвигаться на лыжах и т. п.
Для развития силы используют специальные физические упражнения с
отягощениями. Их отличительная особенность по сравнению с другими
физическими упражнениями — вызывать значительные напряжения мышц.
Эти упражнения в зависимости от способа отягощения подразделяются на
две основные группы. Первая группа — упражнения, где в качестве
|
|
отягощения используется вес всего тела человека или его отдельных частей.
Например, при подтягивании на гимнастической перекладине отягощение на
мышцы рук создает вес всего тела человека. В то же время при сгибании
туловища вперед из положения, лежа на полу, отягощение на мышцы
брюшного пресса создает вес только верхней части тела. Ко второй группе
относятся упражнения, в которых в качестве отягощения используются
одновременно как вес тела или его частей, так и вес различных спортивных
снарядов. Например, приседания со штангой или занятия с гантелями
разного веса.
Основное правило применения силовых упражнений — обязательное
выполнение их до первых признаков утомления. При этом используют два
метода: выполняют силовые упражнения либо непрерывно, пока не устанут,
либо повторно сериями с небольшими интервалами отдыха, но тоже до
утомления.
Для общего физического развития силовые упражнения объединяют в атлетические комплексы. Комплексы составляются таким образом, чтобы выполнение включенных в них упражнений последовательно вызывало напряжение различных мышечных групп. Например, первое упражнение — приседание. Оно вызывает напряжение мышц ног. Второе упражнение — сгибание и разгибание рук в упоре (отжимание). Оно
вызывает напряжение мышц рук (мышцы ног в это время отдыхают). Третье
упражнение — сгибание туловища из положения, лежа на полу. Оно
вызывает напряжение мышц брюшного пресса, а мышцы ног и рук отдыхают.
И т. д. Кроме комплексов атлетических упражнений, для развития силы
|
|
используют также разнообразные прыжки, метания тяжелых предметов
(например, набивных мячей), бег в гору и другие упражнения, вызывающие
повышенное напряжение мышц.
2. Современный человек обладает огромным физическим и духовным
потенциалом, который он практически очень мало использует. О наличии
этих возможностей в человеке свидетельствуют не только уникальные
достижения в спорте, но и многочисленные, подчас фантастические явления,
которые способен демонстрировать человек в различных областях и сферах
своей жизнедеятельности. Для большинства людей, по мнению ученых,
единственной причиной не использования в полной мере своих
возможностей является отсутствие у них знаний, умений и желаний
развивать и тренировать свой организм, совершенствовать задатки, данные
человеку природой. Более того, у многих людей потребность в развитии
своих физических и духовных сил подменяется стремлением к достижению
ложных идеалов, которые подчас и определяют цели и образ их жизни. Эти
ложные идеалы основываются на социальных факторах риска, среди
которых широко представлены курение, алкоголизм, наркомания,
проституция. Факторы риска ведут к деградации личности, ускоряют
процессы старения, сокращают продолжительность жизни, способствуют
возникновению и распространению различных заболеваний.
В детском и юношеском возрасте не всегда легко осознать пагубность
вредных привычек и совершаемых аморальных поступков, всю сложность
отвыкания от них и от того бескультурного образа жизни, который
складывается под влиянием ложных идеалов и суррогата антикультурных
ценностей и образцов (псевдоценности панков, хиппи, уголовного мира,
наркотической и сексуально-мистической культур и т. п.).
Противоборствуя внедрению в сознание молодого поколения
псевдоценностей антикультуры, современное общество отстаивает и
развивает истинные ценности общечеловеческой культуры, в том числе и
ценности физической культуры. В данной сфере культуры в качестве
общечеловеческой ценности утверждается здоровый образ жизни, т. е. такой
способ жизнедеятельности, который направлен на сохранение и улучшение
здоровья человека, продление творческого долголетия. Поэтому стремление
к идеалу физически всестороннего и гармонично развитого человека,
формирование его представлений и потребности в здоровом образе жизни
рассматриваются как важные гаранты физического и духовного развития
потенциальных возможностей всего современного общества, определяющего
дальнейший путь его развития. Овладение данным способом
жизнедеятельности посредством регулярных и разносторонних занятий
физической культурой позволяет человеку не только активно противостоять
вредным привычкам, аморальному и безнравственному образу жизни, но и
успешно решать задачи по самовоспитанию и саморазвитию личности,
эффективно познавать свои физические и духовные возможности, успешно
их реализовывать на благо общества, ради будущих поколений.