Фрейд А.: «Невроз ребенка разыгрывается между тремя факторами: между его бессознательными влечениями, его Я и Сверх-Я, которое является представителем этических и эстетических требований общества. Задача анализа заключается в том, чтобы путем осознания бессознательных влечений упразднить конфликт, существующий между этими тремя инстанциями».
«... Аналитик должен суметь занять во время анализа с ребенком место его Я-идеала, он не должен начинать свою освободительную аналитическую работу до тех пор, покуда он не будет уверен в том, что окончательно овладел этой психической инстанцией ребенка».
«Самым правильным методом будет изменение центра внимания в анализе, его переключение с инстинкта на конкретный защитный механизм, т.е. с Оно на Я».
«... Я само является объектом анализа в том отношении, что постоянно осуществляемые им защитные действия реализуются бессознательно и могут быть введены в сознание лишь ценой значительных усилий, подобно бессознательной активности любого из вытесняемых инстинктивных импульсов».
|
|
«С теоретической точки зрения анализ процесса "идентификации с агрессором" помогает нам различать способы употребления конкретных защитных механизмов; на практике это позволяет нам отличать приступы тревоги в переносе от вспышек агрессии».
«Анализ как терапевтический метод с самого начала имеет дело с Я и его отклонениями; исследование Оно и его способа действия всегда было лишь средством для достижения цели. А цель всегда одна и та же: коррекция этих отклонений и восстановление Я в его целостности».
«В настоящее время мы, по-видимому, определили бы задачу анализа следующим образом: получить максимально полное знание обо всех трех образованиях, из которых, как мы считаем, состоит психическая личность, и изучить их отношения между собой и внешним миром. Иными словами, по отношению к Я — исследовать его содержание, границы и функции, проследить историю его зависимости от внешнего мира, Оно и Сверх-Я; по отношению к Оно — дать описание инстинктов, т.е. содержания Оно и проследить их трансформацию».
Контрольные вопросы
1. В чем состоит специфика эгопсихологии?
2. Что представляют собой защитные механизмы Я?
3. Какие способы защиты Я от инстинктов и аффектов рассматриваются А. Фрейд?
4. К чему ведет защитный процесс идентификации с агрессором?
5. Какова, с точки зрения А. Фрейд, роль психоаналитика при работе с детьми?
6. Как в эгопсихологии определяются задачи и цели психоаналитической терапии?
Литература
1. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции Анны Фрейд // Российский психоаналитический вестник. - 1994. - № 3-4. - С. 131-135.
|
|
2. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994. — С. 63, 124-125.
3. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. — М., 1993.
4. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб., 1997.
Тема 11 Экзистенциальный психоанализ
Ж.-П. Сартр. Биографические сведения. Основные работы.
Понятия, идеи и концепции экзистенциального психоанализа Ж.-П. Сартра.
Представление о горизонтальном и вертикальном психическом детерминизме. Критика эмпирического психоанализа.
Сознание и бессознательное. Спонтанное сознание. Изначальный проект. Свободный выбор. Человек как тотальность.
Л. Бинсвангер. Биографические сведения. Основные работы.
Экзистенциальный анализ. Модернизация классического психоанализа с позиций экзистенциализма и психоаналитической антропологии. Причинность и субъективный смысл.
Психическая болезнь как высшая неподлинность существования. Психическое здоровье как трансцендирование, выход за собственные пределы.
М.Босс. Биографические сведения. Основные работы.
Дазайн-анализ. Критика понятия «бессознательное психическое». Причинность и свободный выбор.
Психическое заболевание как суженность восприятия бытия, ограниченность видения мира. Осознание собственной виновности и выбор своего существования.
Цель дазайн-анализа. Условия успешного лечения.