Лекция 21. Психология творческого мышления


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

торые разыгрываются между организмом и этим предметом, а их предопределенность двумя силами: одна — внутри организма, другая — вне него.

Так вот в процессе антропогенеза как раз и происходит освобождение от этой биологической предопределенности, потому что она несовместима с общественными условиями жизни. Если животное не может быть ничем другим, кроме того, что оно есть, и не может действовать иначе, чем ему диктует эта специфическая действительность, т. е. соответствующий безусловный раздражитель, то что с него спрашивать? Но такой способ жизни совершенно несовместим с условиями жизни даже первобытного общества, в котором очень сильна регламентация: например, это нельзя трогать, хотя можно съесть, а это можно трогать, но съесть нельзя, т. е. устанавливается система общественных отношений, без которых общество не может развиваться и которые несовместимы с какими-то формами поведения. Поэтому получается систематическое затормаживание специфической чувствительности и в итоге — прекращение действия каких-то внешних объектов как безусловных раздражителей. Остается потребность. Органическая потребность. Она такая же, как у животных, но уже не сочлененная с отношением к объектам внешней среды. Потребность остается, а способы удовлетворения этой потребности, предметы, с помощью которых она удовлетворяется, диктуются уже системой общественных отношений. Следовательно, надо различать органическое и биологическое.

Органическое у человека, в том числе и органические потребности (в пище, питье, в сохранении тепла и т. д), такое же, как и у животных, но это не значит, что у человека есть только органические потребности. А биологических потребностей у человека нет, поэтому сама постановка вопроса: «биологическое и социальное» — ложная. У человека нет биологических потребностей, есть лишь органические, а это совсем другое дело. И это органическое имеет величайшее значение. Оно не специфическое и не определяет формы поведения. Биологическое мыслилось так же, как органическое, и не разделялось. Разделите их, и получится формула «органическое и социальное». Так ведь это же совсем иное решение задачи, ведь органическое не предопределяет форму поведения!

Во всех настоящих творческих задачах самая большая трудность заключается в том, чтобы разделить то, что раньше не разделялось.

ЕЯП


ЛЕНЦИЯ 22


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: