После изучения главы 6 бакалавр должен:
• знать:
- концепции механизма возникновения конфликта;
• уметь:
- анализировать внутриличностный, межличностный и межгрупповые конфликты;
• владеть:
- приемами предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.
Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов: концепции механизма возникновения внутриличностного конфликта; типология внутриличностных конфликтов; последствия внутриличностного конфликта; специфика межличностного конфликта; сферы проявления межличностных конфликтов; конфликтная личность; предупреждение и разрешение межличностных конфликтов; конфликт личность - группа; межгрупповой конфликт: специфика классических подходов.
6. 7. Концепции механизма возникновения внутриличностного конфликта
Многие мыслители прошлого говорили, что конфликт находится внутри человека и что он (человек) является главным носителем конфликта. Э. Шостром сравнивает внутреннее состояние человека с двухпартийной системой демократии. По его словам, в каждом из нас заложена такая двухпартийная система, при которой одна часть - у власти, другая - в лояльной оппозиции. И такая внутренняя раздвоенность не является патологией - это вполне нормальное состояние здорового организма. Однако оппозиция предполагает не только лояльность (критику, контроль и др.), но и жесткую бескомпромиссную борьбу, т.е. конфликт.
|
|
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, гак как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому внутриличностный конфликт является социальным конфликтом. Такие конфликты являют собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.
Отечественные исследователи (см., например, Н.В. Гришину, Ф.Е. Василюка, А. Кармина и др.) подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта, по определению предмета столкновения (или по критерию связи с внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские. Выделяют также гуманистические и интеракциоиистические подходы к пониманию внутриличностного конфликта.
|
|
I, Психодинамические, или психоаналитические (интрапсихические), концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях 3. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни. Акцент в них делается на то, что у человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желания, другая отклоняет их (3. Фрейд). В теории Юнга внутриличностный конфликт - это переход к более низкому уровню психики, т.е. он происходит в сфере бессознательного. У Хорни он анализируется с двух позиций: как столкновение стремлении к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
II. Ситуативные концепции, опирающиеся на представление конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств и работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.
Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, рассматривавший и выводящий их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. По Левину, внутриличностный конфликт - это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положительной и положительной; отрицательной и отрицательной. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал три варианта течения этих конфликтов.
1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимоисключающие (Буриданов осел). Здесь ключевыми являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было.
2. Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).
3. Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех «за» и «против».
///. Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта как познавательного феномена в работах Л. Фестингера. Он рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс, который представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно он переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.
Если большинство предшествующих подходов рассматривали процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями:
1. Путем изменения отношения к одной из когниций (переделывание прошлого принятого решения создает собственные опоры для поддержки — причины, которыми мы оправдываем его целесообразность (Д. Майерс)). Все аргументы, которые были «за» и способствовали принятию решения, затем воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления.
2. Путем изменения одной из когниций (1 -я когниция - знаю, что курю, 2-я когниция знаю, что курить вредно: удаляегся одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре «Я»).
3. Путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниций по сравнению с диссонанспыми (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ).
|
|
4. Путем перестройки «Я-концепции», т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст.
5. Путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (перекладывание ответственности на другого и представление себя не более чем орудием, техническим средством осуществления чужой воли) или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение, сильное эмоциональное расстройство и т.д.) или полное вытеснение самого поступка.
Мы видим здесь две прямо противоположные возможности: выбор на уровне самосознания (между «Я-хороший» или «Я-плохой») и выбор в пользу ухода от сознательного решения проблемы (временного или абсолютного): я не могу поступить плохо, потому что я - хороший.
IV. В рамках гуманистического подхода внутриличностный конфликт в работах К. Роджерса, А. Маслоу, К. Левина, В. Фран-кла зависит от мотивов и потребностей человека.
V. Интеракционистские подходы при анализе внутреннего конфликта исходят из понимания его как конфликта ролей (А. Голднер). Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджо-
ли видит сущность конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».
Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:
|
|
- Личностно-ролевой конфликт: конфликт «Я-роль», где различия возникают между требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли либо из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный вариант снятия этого противоречия.
- Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые но каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья - работа).
Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, являются:
• степень несовместимости разных ролевых ожиданий;
• жесткость, с которой эти требования предъявляются;
• личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.
Особенно трагичными являются конфликты, затрагивающие зону эталонных ролей, поскольку разрешение такого конфликта связано с необходимостью изменения «Я-концепции личности», что сопровождается довольно болезненными переживаниями. Здесь тоже возможен неконструктивный вариант выхода из конфликта за счет использования механизмов внутриличностной защиты, отсрочивающих решение проблемы или блокирующих ее осознавание.
В большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание ВК связывается с негативными переживаниями.
Среди отечественных психологов одним из первых ВК исследовал Лурия. Под ним он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции. Значительный вклад в развитие теории ВК внесли Мерлин, Мясищев, Левитов и Славина. Мерлин рассматривал ВК как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние называется внутриличностным конфликтом. Левитов трактует ВК как борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.
В последние годы внутриличностный конфликт активно изучается Е. Василюком, Т. Титаренко, Е. Донченко. Е. Василюк рассматривает его как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей, протекает в форме особого «ценностного переживания». Его показателем является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.
Внутриличностные конфликты можно разделить на две группы исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:
- результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);
- возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (моти-вационные конфликты, неадекватная самооценка).
Е. Донченко и Т. Титаренко выделяют три уровня развития психологического противоречия:
- психологическое равновесие внутреннего мира личности;
- нарушение равновесия, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, на общение с окружающими;
- невозможность реализации планов и программ, выполнения своих жизненных функций до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис.
Показатели внутриличностного конфликта, по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову:
Когнитивная сфера: противоречивость образа «Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.
Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.
Условия возникновения внутриличностного конфликта:
Личностные условия связаны с возможностью осознания существующего противоречия:
- актуализация сложности внутреннего мира личности (при ее наличии);
- сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
- высокий уровень развития чувств и ценностей;
- сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.
Ситуативные условия:
- внешние: порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;
- внутренние: противоречия равнозначимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.
В отечественной литературе существует понятие критической ситуации, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимое гей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.). Конкретное описание и работа с критическими жизненными ситуациями определяется ее типом: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Здесь становится понятным, что внутриличностный конфликт - признак довольно сложной душевной организации личности.