Физиология, как известно, наука экспериментальная. Не случайно при изучении этой дисциплины в медвузах и на медицинских факультетах почти 50 % аудиторных часов отводится на выполнение лабораторных работ.
К сожалению, большинство этих практических занятий заполнено экспериментами только на животных (лягушках, крысах, кроликах, собаках), преследующими цель проиллюстрировать опытным путём те или иные физиологические законы.
Это, конечно, полезно, поскольку переводит общетеоретические построения в разряд безусловных истин, помогает студентам убедиться в реальности и объективности научных постулатов. Кроме того, обучающиеся, ставя подобные эксперименты, приобретают определённые прикладные навыки, учатся анализировать и обобщать полученные результаты, грамотно их интерпретировать.
Но при этом, скажем прямо, они продолжают оставаться в границах научно-физиологических экспериментов, не всегда совпадающих с реалиями предстоящей лечебной работы. О том, что студенты-медики изучают не столько человеческую, сколько «крысячью и морско-свинячью» физиологию, иронически высказывался в своё время один из корифеев данной отрасли науки, профессор Георгий Павлович Конради. Он был прав, поскольку классическая физиология воспитывает не столько будущих врачей, сколько исследователей-экспериментаторов. Между тем, в науку после окончания вуза идут единицы. Основная же масса выпускников предпочитает лечебную деятельность.
|
|
Именно поэтому нам показалось целесообразным дополнить традиционный курс занятий по нормальной физиологии основами функциональной диагностики человека. В ходе этого факультатива, преподающегося параллельно с нормальной физиологией (т.е. на 2 курсе) в объёме 72-х часов, студенты осваивают и проводят друг на друге функциональные исследования, наиболее распространённые в амбулаторно-клинической практике:
- гематологические;
- электромиографические;
- вегето-рефлекторные;
- общие гемодинамические;
- электрокардиографические;
- фонокардиографические;
- реовазографические (с определением скорости распространения пульсовой волны);
- кардиоинтервалографические;
- изучение функций внешнего дыхания
- психофизиологические исследования и др.
Подбор разделов и тем дисциплины диктовался как широтой применения упомянутых методов диагностики в практической медицине, так и возможностями лаборатории кафедры ФД КРСУ, на базе которой проводятся занятия со студентами. Безусловно, что с расширением и укреплением методического арсенала лаборатории предлагаемое учебное пособие может быть существенно дополнено и обогащёно.
Авторы будут признательны всем коллегам и студентам, которые найдут время и желание познакомиться с этим руководством и прислать нам свои отзывы и пожелания.