Морализирование. Консультант «сходит» с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли «всеведающего гуру», дарующего просветление «заблудшей овце». При этом консультант забывает о том, что «...главное для него — объективно выслушать рассказ клиента, помочь ему «исповедаться» и «провентилировать» все стороны своей проблемы. Второе — помочь разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему, и третье — выявить те связи, которые позволят клиенту по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями»21.
Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, поскольку, «не видя» клиента, консультант тем самым «обезлиивает» его. Уже говорилось о важности «излечения» специалиста перед тем, как он начнет «лечить» других. Однако жизнь является непрекращающимся процессом, и, следовательно, «излечение» никогда не бывает полным и окончательным. Поэтому важно, чтобы консультант регулярно» проходил групповую и /или индивидуальную психотерапии с целью предотвращения надобных ситуаций в своей практике. Если же это произошло и он это осознал, вполне профессионально отказаться от консультирования, предложив клиенту обратиться к другому специалисту. Истинную причину клиент, безусловно, знать не должен, но специалист всегда может найти для него благовидный предлог: напряженный график, срочная командировка, проблема клиента вне компетенции консультанта.
|
|
Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения. «Желание быть «святее всех» не что иное, как выражение комплекса превосходства — оборотной стороны комплекса неполноценности»22.
Демонстрация негативных реакций. «На штык можно опереться, а сесть нельзя» (Ш.Талейран). Кроме того, что подобное поведение является нарушением профессиональной -этики — это еще и проявление отсутствия элементарной воспитанности.
На основании вышеизложенного можно констатировать: наличие профессиональной компетентности специалиста является вопросом, который не обсуждается. Специалист должен быть профессионалом. Однако любая компетентность потеряет смысл, ваш консультант по сути своей не будет являться Человеком, имя которого звучит гордо.
Литература
1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунин Г.Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. — М., 2000.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -- М., 2000.
|
|
3. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. — М., 1998.
4. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 198 с.
5. Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.
6. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М., 2000.
7. Ненов Р.С, Основы психологического консультирования. — М., 1999.
8. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб., 2000.
Контрольные вопросы
1. Сравните алгоритмы процесса консультирования, предложенные разными исследователями. Выделите общее и частное.
2. Какой из данных алгоритмов, с вашей точки зрения, является наиболее эффективным? Дайте обоснование вашего мнения.
3. Перечислите этапы подготовки специалиста к встрече с клиентом.
4. Как вы думаете, какой из приведенных этапов является наиболее значимым? Дайте определение понятию «эффективность психологического консультирования».
5. Перечислите позиции оценивания эффективности психологического консультирования.
6. Чем определяется успешность психологического консультирования?
7. Назовите основные правила ведения консультативного процесса.
8. Дайте характеристику факторам, формирующим низкий результат процесса консультирования.
21 Мей -Р. Искусство психологического консультирования: — М., 1994. С. 90.
22 Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М., 2001. С. 109
— Ты произнес блестящую речь!
— Да. Но в зале присутствовали одни дураки и тупицы!
— Теперь понятно, почему ты начал свою
речь словами: «Мои дорогие братья!»
Из диалогов
Как уже отмечалось, под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению, с помощью которых решается одна из задач данного этапа.
Каждой процедуре соответствуют определенные техники — специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.
Рассмотрим процедуры и техники во взаимосвязи с этапами интегративной модели психологического консультирования, предложенной автором данного пособия в предшествующей главе,