Этап первый. Начало работы

ПЕРВОЙ ПРОЦЕДУРОЙ на этом этапе, безусловно, является встреча клиента с консультантом.

Техники, уместные для решения данной задачи: привет­ствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиен­том своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта.

Техника приветствия. Осуществляется при помощи стан­дартных фраз: «Рад вас видеть...», «Приятно познакомить­ся...». Составным элементом данной техники, который мо­жет быть применен специалистом по его усмотрению, является встреча специалистом клиента у входа в консультацию или в фойе, перед кабинетом.

Техника «Проведение клиента на место». Особенно умес­тна в случаях первичного посещения клиентом психологиче­ской консультации: психолог идет впереди клиента, указы­вая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет. В данном моменте техника.«проведение клиента на место» тесно соприкасается с техниками «выбор клиентом своего места» и «выбор своего места психологом-консультантом». Предоставление права выбора клиенту места носит диагно­стический характер, поскольку то, куда и как сядет клиент, дает специалисту информацию о нем и его психологическом состоянии (стул, кресло, диван выберет клиент, сядет в тень или на освещенное пространство). Однако психолог может взять инициативу на себя и предложить клиенту заранее при­готовленное для него место. Данный прием будет иметь по­ложительный аспект в тех случаях, когда клиент относится к личностям зависимым или авторитарным. В первом случае решается задача присоединения и ведения, во втором — ус­тановления иерархии.

ВТОРАЯ ПРОЦЕДУРА первого этапа: установление по­ложительного эмоционального настроя клиента.

Рассмотрим техники, применяемые в рамках данной про­цедуры. Прежде всего, это установление раппорта. Он ус­танавливается в течение первых тридцати секунд. Существу­ет прекрасная аксиома: у вас никогда не будет второй воз­можности произвести первое впечатление. Что же поможет произвести приятное впечатление? Опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общений. Последний фактор весьма условен. Помни­те, что границы социальной зоны определяются не средне­статистическими расчетами, а личностными особенностями (национальность, воспитание, местность проживания).

Процедура «Снятие психологических барьеров». Естествен­но, что клиент испытывает волнение, снять которое помогут специальные техники. Прежде всего, можно дать клиенту по­быть некоторое время одному. Например, извинившись попросить несколько минут для «завершения» какого-либо дела («дело» придумайте сама). Мягкая, спокойная, ненавязчивая музыка также будет способствовать созданию благо­приятной атмосферы. Хорошо снимают психологическое напряжение размеренные движения рук. С этой целью можно дать клиенту в руки предмет (книгу, журнал, игрушку) или под предлогом помощи попросить что-либо сделать. На вербальном уровне эффективен прием «кавычек» («Был случай,, котла клиент очень волновался, но все закончилось хорошо») и прямое разделение эмоций клиента: «Я тоже волнуюсь...».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: