Семинар 1. Государство и право Древней Руси

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................................. 4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН....................................................................................... 9

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ................................................................. 11

Семинар 1. Государство и право Древней Руси................................................. 11

Семинар 2. Становление централизованного русского государства и

его правовой системы (XIV – нач. XVI вв.) - 2 часа........................................... 15

Семинар 3. Сословно-представительная монархия в России

(сер. XVI – кон. XVII вв.) (4 часа)........................................................................ 16

Семинар 4. Становление и развитие абсолютной монархии в России

в XVIII в. – 4 часа.................................................................................................. 19

Семинар 5. Государство и право России 1-й половины ХIХ века. – 4 часа...... 23

Семинар 6. Государство и право России в период либеральных реформ и пореформенный период (вт. половина XIX в.) – 2 часа..................................... 26

Семинар 7. Государство и право России в начале XX в. – 8 часов................... 28

ПРАКТИКУМ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ................................................ 35

ТЕСТЫ.................................................................................................................... 38


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«История государства и права России» является одной из важнейших учебных дисциплин, закладывающих фундамент юридической и профессиональной подготовки юристов. Она дает комплексное представление о сущности государства и права, процессе их возникновения и развития у народов, проживающих (или проживавших ранее) на территории Российской Федерации.

История отечественного государства и права тесно связана с дисциплинами История государства и права зарубежных стран и Теория государства и права. Вместе с тем сама История отечественного государства и права подготавливает учащихся к изучению таких специальных дисциплин, как Конституционное право РФ, Гражданское право, Уголовное право и т.д., освещая развитие отраслей права в историческом аспекте и подводя к характеристике их современного состояния.

История отечественного государства и правасоздает историческое основание тех знаний и умений, которые студенты получают в результате изучения общеюридических и отраслевых дисциплин. Она обогащает знанием исторического опыта, проникновением в сущность и закономерности общественного процесса, связанного с развитием таких феноменов, как государство и право.

Вместе с тем эта дисциплина имеет свои непосредственные конкретные задачи.

К ним относится изучение:

· процесса возникновения и развития государства и права на территории нашей страны;

· факторов и условий, определяющих появление государства и права, а затем их изменение и развитие;

· правового положения сословий и социальных групп;

· организации государственной власти (механизм государства, система государственных органов в различные исторические периоды);

· развития правовой системы, отраслей, институтов права, конкретных законодательных актов.

Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по ИГПР разделено на две части. Первая из них содержит темы, изучающие становление и развитие отечественного государства и права в досоветский период. Вторая ориентирует учащихся на подготовку к семинарским занятиям, посвящённым изучению государства и права советского и постсоветского периода.

Программа семинарских занятий содержит методические указания для самостоятельной подготовки, список учебной и дополнительной литературы, темы докладов и рефератов.

Практикум к семинарским занятиям содержит задания с методическими указаниями к их выполнению.

Подготовка к семинарским занятиям требует от учащихся совершенствования навыков работы с учебной и научной литературой. Важным видом самостоятельной работы является написание конспекта по вопросам семинарского занятия.

Конспект семинарского занятия должен отражать самостоятельное осмысление учебного материала. На практике часто приходится сталкиваться с чисто механической техникой подготовки конспектов: не раскрывается сущность рассматриваемых вопросов, не осмысливаются записанные положения и т.д. Приступая к составлению конспекта, необходимо основательно проработать лекционный материал, учебную литературу, относящуюся к теме семинарского занятия. Целесообразно составить собственный план изложения каждого вопроса семинарского занятия, что способствует более полному и логичному изложению материала. Большую пользу для усвоения изучаемого материала имеет его систематизация – составление структурно-логических схем, таблиц и т.д.

Существенное значение для усвоения учебного материала имеет работа над терминами и понятиями. Расшифровка необходимых терминов и понятий должна начинаться уже в процессе работы с литературой. При составлении конспекта следует на полях раскрывать содержание соответствующих терминов, понятий, определений.

Доклад, как форма учебного задания, одновременно служит для индивидуального и коллективного расширения знаний по отдельным темам изучаемого курса. Основными требованиями к докладу выступают:

1.освещение вопросов темы, не выносимых в рамках плана семинара на обсуждение;

2.логичность и последовательность изложения проанализированного материала.

В результате правильно организованной самостоятельной подготовки к семинарским занятиям учащийся приобретает навыки и умения работы с научной литературой, самостоятельного пополнения своих знаний, формирует способность анализировать и составлять собственное мнение о государственно-правовых процессах прошлого и современности. Все это создает прочную базу для усвоения дисциплин юридического цикла.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование разделов, тем, видов самостоятельной работы Л С ПЗ ЛР КР Всего аудит СРС Всего
  Раздел I. Введение в курс истории отечественного государства и права   - - - -      
  Тема 1. Введение в курс истории отечественного государства и права   - - - -      
  Раздел П. Государство и право Древней Руси     - - -      
  Тема 2. Образование Древнерусского государства и права     - - -      
  Тема 3. Политико-правовое развитие Руси в период удельной раздробленности     - - -      
  Раздел III. Централизованное Московское государство (XIV – XVII вв.)     - - -      
  Тема 4. Становление централизованного русского государства и его правовой системы     - - -      
  Тема 5. Сословно-представительная монархия в России (сер.16 – кон. 17 вв.)     - - -      
  Раздел IV. Государство и право России периода империи     - - -      
  Тема 6. Становление и развитие абсолютной монархии в России в XVIII в.     - - -      
  Тема 7. Государство и право России 1-й половины ХIХ века.     - - -      
  Тема 8. Государство и право России в период либеральных реформ и пореформенный период (2-я половина XIX в.)     - - -      
  Тема 9. Государство и право России в начале XX в.     - - -      
  Раздел V. История советского государства и права     - - -      
  Тема 10. Советское государство и право в 1917 – 1921 гг.     - - -      
  Тема 11. Советское государство и право в период НЭП.     - - -      
  Тема 12. Государство и право СССР в период «форсированного строительства социализма»     - - -      
  Тема 13. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. и в послевоенный период     - - -      
  Тема 14. Советское государство и право в 50-70 гг. ХХ века.     - - -      
  Тема 15. Государственно-правовое развитие России в 80-90-е гг.XX века.     - - -      
  Итого:     - - -      
                             

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Государство и право Древней Руси

Занятие 1. Образование Древнерусского государства и права – 2 часа

1. Образование Древнерусского государства и его социально-политический строй.

2. Основные источники права Древней Руси. Общая характеристика Русской Правды.

3. Гражданское право по Русской Правде.

4. Уголовное право и судебный процесс по Русской Правде.

1. При подготовке ответа на первый вопрос необходимо выявить предпосылки и обстоятельства возникновения государственности у восточных славян. Определите факторы, оказавшие влияние на этот процесс. Обратите внимание, как проблема возникновения Древнерусского государства отражена в историографии, охарактеризуйте теории происхождения Древнерусского государства.

Анализ социально-политического устройства Киевской Руси должен включать характеристику структуры древнерусского общества, характеристику отдельных категорий населения, основных институтов центральной и местной власти, системы формирования бюджета, военной организации. Составьте схему организации власти и управления в Киевской Руси.

2. Вспомните, что понимается под источником права? Определите основные источники права Древней Руси и дайте характеристику каждого из них.

Особое внимание следует уделить изучению Русской Правды. Охарактеризуйте различные точки зрения о происхождении Русской Правды, опираясь на текст источника, охарактеризуйте структуру и содержание различных её редакций. Ответьте на вопрос, каково значение Русской Правды в истории отечественного права?

3. Готовясь к ответу на третий вопрос занятия (как и на подобные вопросы, касающиеся других правовых памятников истории), следует иметь в виду, что формулировка «гражданское право» в данном случае является условной, поскольку деление отечественного права на отрасли представляет собой достижение современной юриспруденции. Под «гражданским правом» следует понимать следующие группы правовых норм: касающиеся закрепления правого статуса лиц, имущества, видов прав на имущество, наследования. Соответственно, ответ на вопрос должен включать характеристику:

· особенностей правового статуса отдельных категорий населения. Какие из них занимают наиболее привилегированное положение и в чём это выражается?

· видов имущества, упомянутых Русской Правдой и предусмотренных для них средств защиты;

· понятия и видов обязательств, источников их возникновения;

· видов договоров упоминающихся в Русской Правде;

· понятия и видов наследования.

4. Для раскрытия вопроса необходимо определить, что Русская Правда понимает под преступлением. Перечислите виды преступлений, описанных в тексте источника, приведите примеры каждого из них. От каких факторов зависит определение меры наказания? Какие виды наказаний содержатся в Русской Правде, в каких случаях они применяются?

Изучая особенности судебного процесса, вспомните, какие органы осуществляют судебные функции, чем определяется их юрисдикция. Что означает состязательность процесса и каково назначение его отдельных стадий?

Дайте определение следующим терминам:

вече, вервь (мир), военная демократия, вои, лествичный (очередной) принцип наследования престола, волостель, вотчина, бояре, тиун, десятичная (численная) система управления, закон русский, закуп, изгой, смерд, наймит, рядович, холоп, челядь, византизм, кормчая книга, татьба, поток, разграбление, вира, дикая вира, гривна, куна, ногата, принцип минората, головничество, урок, продажа, ордалии, заклич, свод, гонение следа, повальный обыск, видоки, послухи.

Темы докладов и рефератов:

1. Норманская теория образования государства у восточных славян и её критика.

2. Крещение Руси: влияние на дальнейшее государственно-правовое развитие России.

3. Церковная организация и юрисдикция в Киевской Руси.

4. Смертная казнь в праве Древней Руси.

Источники:

Русская Правда. Краткая редакция // Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / сост. Ю.П. Титов. - М., 2013. (далее - Хрестоматия). С. 4 – 8.

Русская Правда. Пространная редакция // Хрестоматия… С. 9 – 25.

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – М., 2013. С. 56- 99.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М, 2006. С.11 -46.

Дополнительная литература:

Обзор истории русского права /М.Ф. Владимирский-Буданов– М: Издательский дом «Территория будущего», 2005.

Эволюция отношения к убийству в Древней Руси /А.А Горский.// Мир истории.- 2001. -№2.

Смертная казнь в праве Древней Руси и юрисдикция Великого князя в ее применении / С.В.Жильцов // Правоведение. - 1997. - №4.

Общественный строй Киевской Руси XI – XII вв./ Б.Н. Земцов //История государства и права.- 2004.- №5.-С. 44-47.

Выборы в Древнерусском государстве / Н.В.Кошикова //История государства и права –2004.-№5.-С.36-37.

Русская история. Полный курс лекций в двух книгах/ Ключевский В.О. - М., 2002.

Занятие 2. Политико-правовое развитие Руси в период удельной раздробленности – 2 часа

1. Особенности государственно-правового развития русских земель периода политической раздробленности.

2. Специфика правового развития Новгорода и Пскова. Новгородская и Псковская судные грамоты.

3. Влияние военной агрессии с запада и востока на политико-правовое развитие русских земель.

1. Приступая к изучению первого вопроса, следует вспомнить о социально-экономических и политических предпосылках государственной раздробленности Руси. Анализируя особенности государственно-правового развития русских земель в этот период, необходимо определить факторы, оказавшие влияние на социально-экономическое и политическое развитие отдельных частей некогда единого государства. Стоит иметь в виду, что политические формы отечественной государственности периода раздробленности были весьма многообразными – от сильной княжеской власти до республиканского строя. Основные варианты представлены Владимиро-Суздальским и Галицко-Волынским княжествами, Новгородской и Псковской феодальными республиками. Отвечая на вопрос об особенностях государственно-правового развития названных земель, следует охарактеризовать их общественный и государственный строй, основные источники права. Не забывайте об анализе причин тех или иных государственно-правовых явлений.

2. Ответ на второй вопрос нужно начать с определения и общей характеристики источников права Новгорода и Пскова. Особое внимание следует уделить Новгородской и Псковской судным грамотам. Приступая к чтению и анализу текстов названных источников, надо иметь в виду, что Новгородская и Псковская судные грамоты отражали более высокую ступень в развитии права по сравнению с законодательством Киевской Руси. В чем это выражается? Далее необходимо охарактеризовать важнейшие институты и черты гражданского и уголовного права, судебный процесс. Ответьте на вопрос: каковы наиболее существенные отличия Новгородской и Псковской судных грамот от Русской Правды?

3. Известно, что на развитие отечественной государственности значительное влияние оказывала и продолжает оказывать специфика её географического положения. Постарайтесь раскрыть эти особенности. В изучаемый период Русь столкнулась с вызовами и с запада, и с востока. Какие альтернативы дальнейшего политического развития были обозначены? По какому пути пошло развитие русской государственности, какими факторами это было обусловлено?

Зависимость от Золотой Орды – значительный период истории России, оказавший влияние на развитие отечественного государства и права. Приступая к ответу на вопрос, охарактеризуйте иерархическую структуру общества Золотой Орды. Анализируя общественный строй Орды, обратите внимание на отсутствие четкой сословной организации общества; статус подчиненного Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. Далее следует охарактеризовать государство и право Золотой Орды. Как были организованы центральный аппарат и органы управления на местах? Какую роль играла военная организация? Перечислите и дайте краткую характеристику источников и отдельных отраслей права Золотой Орды. Попытайтесь сравнить государство и право Руси (до монгольского нашествия) и Золотой Орды, определите основные различия. Обрисуйте механизм, созданный монголами для сохранения контроля над покоренными землями и обеспечения своего влияния на Руси. Основываясь на изученном и проанализированном материале, определите основные векторы влияния Золотой Орды на развитие отечественного государства и права.

Дайте определение следующим терминам:

дворцово-вотчинная система управления, дворский, слуги под дворским, пути, путные бояре, слуги вольные, черные люди, житьи люди, своеземцы, осрода, посадник, тысяцкий, братчина, кормля, запись, доска, отчина, живот, отморщина, перевет, посул, половник, изорник, покрута, ярлык.

Темы докладов и рефератов:

1. Псковская судная грамота и Русская Правда: сравнительный анализ.

2. Влияние золотоордынского ига на развитие отечественного государства и права.

3. Роль русской православной церкви в политико-правовом развитии Руси в период удельной раздробленности.

Источники:

Псковская судная грамота// Хрестоматия… С.27 – 34.

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – М., 2013. С. 56- 99.100 – 140.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006. С.46 - 60.

Дополнительная литература:

Обзор истории русского права/ М.Ф. Владимирский-Буданов– М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005.

Ключевский В.О. Указ. соч.

Состязательный гражданский процесс в феодальной Руси/ М.А.. Фокина// Правоведение.- 1999.- №1.

Семинар 2. Становление централизованного русского государства и его правовой системы (XIV – нач. XVI вв.) - 2 часа

1. Становление централизованного русского государства и его общественно-политический строй.

2. История создания, источники и структура Судебника 1497 г.

3. Гражданское право по Судебнику 1497 г.

4. Уголовное право и судебный процесс по Судебнику 1497 г.

1. Рассмотрение первого вопроса следует начать с выявления предпосылок объединения русских земель. Из курса истории вспомните основные этапы объединения земель вокруг Москвы, охарактеризуйте политику, проводимую московскими князьями. Приступая к изучению общественного строя образовавшегося централизованного государства, вспомните основные черты общественного деления Северо-восточной Руси удельного периода. Как изменяется статус тех или иных категорий населения бывших удельных княжеств в составе Московского централизованного государства? Вопрос о политическом строе Московского государства суть вопрос об организации власти в объединенном государстве. Охарактеризуйте государственный аппарат в Центре и на местах. Обратите внимание, что в данный период дворцово-вотчинная система управления сменяется приказной. Проследите, как происходило формирование ее институтов? Определите принципы подбора кадров государственного аппарата (местничество). Обратите внимание на организацию сбора налогов, вооруженных сил, формирование государственной идеологии и единой системы права. Перечислите источники общерусского права. Дайте характеристику важнейшим памятникам права: уставным грамотам (Двинской и Белоозерской), Белоозерской таможенной грамоте, Судебнику 1497г.

2. Ответ на второй вопрос занятия нужно начать с общей характеристики Судебника 1497г. Определите цель его принятия, источники, структуру, значение в истории отечественного права.

3. Рассматривая нормы гражданского права, представленные в Судебнике, следует иметь в виду, что в данный период намечается выделение гражданско-правовых отношений в отдельную сферу. Определите субъекты этих правоотношений. Опираясь на теоретическое осмысление первого вопроса семинара, выявите, как регламентирует Судебник 1497г. положение различных категорий населения. От чего зависит статус членов общества Московской Руси? Особое внимание следует обратить на регламентацию взаимоотношений землевладельцев и крестьян. Чем вызвано ограничение перехода крестьян от одного землевладельца к другому? Какие виды собственности на землю различает Судебник 1497 г.? Дайте классификацию форм земельной собственности. Перечислите основные способы приобретения прав на имущество. Какие изменения происходят в области обязательственного, брачно-семейного и наследственного права?

3. Уголовное право в изучаемый период претерпело значительные изменения. Вспомните, как трактовалось преступление по Русской Правде? Что понимает под преступлением Судебник 1497г.? Какие виды преступлений предусмотрены законом? Как изменяется по сравнению с предшествующим периодом система наказаний? Какова ее цель? Дайте характеристику различным видам судебных инстанций: высшим, местным, вотчинным, церковной. Какие существовали формы судебного процесса и в каких случаях они использовались? Что изменилось в системе доказательств?

Дайте определение следующим терминам:

централизация, раннефеодальная монархия, введенные бояре, окольничьи, местничество, дворянство, поместье, вотчина, барщина, оброк, правило «Юрьева дня», приказное управление, уезд, стан, волость, кормление, жалованные грамоты, уставные грамоты, судные грамоты, таможенные грамоты, облихование, лихой человек, крамола, подым.

Темы докладов и рефератов:

1. Рождение самодержавия в России: эпоха Ивана III.

2. Правовое положение различных категорий населения в период образования русского централизованного государства.

3. Взаимоотношения Московского государства и русской православной церкви в период становления централизованного государства.

Источники:

Судебник 1497 г. // Хрестоматия… С.34 - 40.

Судебник 1550 г. // Хрестоматия… С.40 - 47.

Учебники и учебная литература:

История государства и права России: учебное пособие / И.Н. Кузнецов.– М., 2013. С. 153 - 172.

История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. – М, 2006. С.87 - 89.

Дополнительная литература:

Обзор истории русского права/ М.Ф. Владимирский-Буданов – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005.

Национальные особенности создания системы налогов в период формирования Русского централизованного государства / И.А. Репин // История государства и права. -2013.-№18. -С.2-7.

Правовое положение подсудимого по законодательству IX-XIV вв./ А.В. Великая // История государства и права. -2013. -№2. -С.32-37.

История суда и правосудия в Древней Руси IX-XV вв. в новейших диссертационных исследованиях /В.Е. Рубаник //История государства и права.-2013. -№2. -С.37-40.

Ключевский В.О. Указ. соч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: