Заняття 1.2

Принципи організації: принцип ланцюгового зв'язку; принцип інгресії; принцип підбору; принцип рухомої рівноваги; принцип слабкої ланки. Групування принципів.

Етапи розвитку організації: зародження, зростання, зрілості, старіння. Збереження рівноваги організації та її цілісності.

Вопрос 1.

К числу основных универсальных принципов организации, действующих в природе и обществе, исследованных A.A. Богда­новым, можно отнести принципы: цепной связи, ингрессии, под­бора (отбора), подвижного равновесия, слабого звена и др. Все эти принципы в той или иной мере относятся к формирующим и регулирующим механизмам, составляющим суть процессов орга­низации, или к механизмам поддержания устойчивости и орга­низованности форм целостных образований. Указанные принци­пы носят всеобщий характер, так как относятся и к организую­щей деятельности природы, и к организующей деятельности че­ловека. «Между стихийной организующей работой природы и сознательно планомерной — людей нет принципиального непереходимого различия. Это достаточное доказательство прин­ципиальной однородности организационных функций человека и природы: идиот не может подражать творчеству гения; рыба — красноречию оратора; рак — полету лебедя. Подражание всюду ограничено рамками общих свойств, рамками однородности. Не может быть подражания там, где нет ничего общего. Но еще ярче и убедительнее выступает эта основная общность там, где чело­век, не подражая природе, вырабатывает такие же организаци­онные приспособления, которые потом находит в ней познание» [17, кн. 1, с. 75]. (Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. М.: Экономика, 1989.). Так, скелет двигательного аппарата человека представляет систему разнообразных рычагов, но рычаги приме­нялись человеком для перемещения тяжестей за тысячелетия до выяснения этого анатомами, а блоки — за много сотен лет. Вса­сывающие и нагнетательные насосы с клапанами устраивались задолго до раскрытия вполне сходного с ними аппарата сердца.

Так же и музыкальные инструменты с резонаторами и звучащими перепонками изобретались много раньше, чем были выяснены строение и функции голосовых органов животных [17, кн. 1, с. 75]. (Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. М.: Экономика, 1989.).

Рассмотрим более подробно основные тектологические прин­ципы организации.

Принцип цепной связи гласит, что всякое соединение ком­плексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Совокупность общих, совпадающих элементов между ком­плексами, входящими в цепную связь, образует «связку». «Цеп­кая связь может неограниченно развертываться по самым раз­личным направлениям и с постоянно меняющимися связующими элементами... Капля воды напоминает о море, море о небе, небо о его светилах, об астрологии, затем о смерти людей, о гибе­ли Вселенной, о законе энтропии... и т.д., без конца, с иною для каждого случая основой сцепления образов. Аналогично развер­тывается обыденная связь людей в обществе: А и В соединяют общие вкусы, В с С — общие задачи, С с В — общие несчастья и проч.: цепь извивается, переплетается, спутывается с другой цепью, образует клубок, охватывая миллионы людей, из которых огромное большинство не знают даже о существовании друг друга» [17, кн. 1, с. 153]. (Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. М.: Экономика, 1989.).

Но для цепного соединения двух комплексов требуется такое их изменение, чтобы в них получились общие элементы, соответ­ствующие задаче, которой служит данный организационный процесс. Это достигается за счет так называемых организующих комплексов, которые содержат общие элементы с организуемы­ми и «входят» между ними. Отсюда и название самого метода — ингрессия, т.е. «вхождение».

Принцип ингрессии как раз и состоит в том, что образование цепной связки осуществляется путем вхождения посредствую­щих комплексов между организуемыми.

Примером применения принципов цепной связи и ингрессии может служить сложная система машин, организованная в по­точную линию и работающая в едином ритме. Нужна длинная и сложная цепь ингрессии, чтобы вода, поступающая на лопасти турбины гидроэлектростанции, вырабатывала электроэнергию и приводила в движение станки, электровозы, осветительные приборы и т.п. «Ингрессия, — по утверждению А. А. Богданова, — есть всеобщая форма цепной связи» [17, кн. 1, с. 161].

Принцип подбора (отбора) является фундаментальным принципом организации. Он утверждает, что «всякое событие, всякое утверждение может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочение и усиление одних свя­зей, устранение, уменьшение, ослабление других в том или ином комплексе, в той или иной системе» [17, кн. 2, с. 152].

Данный принцип сводит организационные процессы к дилем­ме: сохранение или уничтожение различных целостных образо­ваний. «Закономерное сохранение или уничтожение — это есть первая схема универсального регулирующего механизма» [17, кн. 1, с. 189], каковым является подбор. «Универсальность дан­ного принципа такова, что она применима ко всякому комплексу и ко всякой его части, во всякий момент, ибо это в сущности просто определенная точка зрения, с которой можно подходить к любому факту» [17, кн. 1, с. 190].

Примеры использования принципа подбора встречаются по­всеместно: и в стихийной деятельности природы по естественно­му отбору, возникающему из-за борьбы за существование, опи­санному в теории Ч. Дарвина, и в социальной борьбе за жизнь, отражаемой в доктрине Мальтуса, и в теории Крукса о развитии материи. Человечество в своей практике постоянно использует принцип подбора, выполняя искусственный подбор, проводя се­лекцию животных, растений и т. п. В человеческой деятельности подбор связан с репрезентацией, т.е. с сознательным обобщением полезных свойств, наиболее часто встречающихся в массе рас­сматриваемых явлений.

Принцип подвижного равновесия тесно связан с тем, что ор­ганизационные формы никогда не сохраняются в простом и чис­том виде. «Сохранение является всего лишь результатом того, что каждое из возникающих изменений уравновешивается тут же другим, ему противоположным — оно и есть подвижное рав­новесие изменений» [17, кн. 1, с. 197]. Любой организм в процес­се жизни постоянно затрачивает, теряет свои активности, отда­вая их окружающей среде в виде энергии, собственных органов, составляющего его вещества. Однако это не мешает ему в тече­ние некоторого времени оставаться практически тем же самым, т.е. сохраняться, получая взамен затраченного пищу и энергию из внешней среды. Это и есть подвижное равновесие. Оно бесконечно распространено в природе.

Таким образом, принцип подвижного равновесия заключается в том, что всякое сохранение форм должно рассматриваться как подвижное их равновесие и всякое подвижное равновесие — практическое относительное равенство двух процессов: асси­миляции — дезассимиляции.

Ассимиляция-дезассимиляция — буквально, «уподобление — разуподобление, первое — усвоение элементов из внешней среды, при котором они, входя в состав данного комплек­са, образуют в нем группировки, употребляются им; второе — разусвоение элементов, их потеря в окружающую среду, причем они вступают в новые сочетания, не сходные с прежними, не подобные им» [17, кн. 1, с. 198].

Используя принцип подвижного равновесия, можно сформу­лировать новое понимание принципа подбора, глубже характери­зующее и прогрессивное развитие комплексов, и их относительный упадок. Его целесообразнее выразить термином «прогрессивный подбор: положительный при возрастании суммы активностей комплекса, т.е. перевесе ассимиляции над дезассимиляцией, и отрицательный при уменьшении суммы активностей, т.е. преоб­ладании дезассимиляции» [17, кн. 1, с.202].

Принцип слабого звена вытекает из тектологического закона наименьших, рассмотренного нами на Занятии 1.1. данной темы. Поэтому, не останав­ливаясь на нем подробно, лишь подчеркнем, что организацион­ная целостность любой системы определяется устойчивостью ее относительно слабого звена. Руководствуясь этим принципом, можно решать важные задачи военной тактики, хозяйственной, по­литической деятельности. Определение слабых звеньев, «узких мест» и разработка эффективных мер по их устранению представ­ляют одну из наиболее важных организаторских функций руковод­ства на любом уровне. Недаром A.A. Богданов считал этот принцип принципом огромного жизненного и научного значения.

Таким образом, рассмотренные нами принципы организации представляют собой совокупность исходных положений и пра­вил, отражающих механизмы формирования, регулирования и сохранения организованности различных форм окружающей нас действительности.

Теперь можно перейти от тектологических принципов организа­ции к специфике их проявления в организующей деятельности человека. С этой точки зрения они могут трактоваться как общие правила, используемые при построении и функционировании организации. Но поскольку организация рассматривается нами в статике (как упорядоченное состояние целого), в динамике (как процесс по упорядочению) и в прогрессивном развитии, то прин­ципы организации можно условно разделить на три группы:

принципы организационной статики, определяющие прави­ла построения структур (структуризации);

принципы организационной динамики как общие правила формирования организационных процессов;

принципы рационализации как общие правила совершенст­вования статики и динамики организации.

Вопрос 2.

Организации «живут» от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет, большая часть из них имеет короткую продолжительность жизни: в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год). При этом каждая организация как материальная система стремится выжить, сохранить себя и использует для этого весь имеющийся потенциал на всех этапах своего развития.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение систем. Только наличие трех свойств выделяет процессы развития среди других изменений:

обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций);

отсутствие закономерности свойственно случайным процессам катастрофического типа;

при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому про­цесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезно­вение его элементов и связей).

Существенную характеристику процессов развития составляет время, так как, во-первых, развитие осуществляется в реальном времени; во-вторых, только время выявляет направленность развития.

Выделяют две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и каче­ственные изменения) и революционное (скачкообразный переход от одного состояния мате­рии к другому). Либо выделяют прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами: изменением внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.);

изменением внутренней среды (переход на новые технологии, перемещения работ­ников и др.);

потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);

старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии);

изменением экологии;

техническим прогрессом;

глобальным состоянием мировой цивилизации. Успешное развитие и рост организа­ции могут привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие при­знаки:

крайне централизованный и разбухший аппарат управления;

всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия повседнев­ных решений;

рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;

передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Снять синдром большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам.

Развитие организации по шкале времени может быть представлено в терминах жиз­ненного цикла. Методологической основой для изучения жизненного цикла организации выступает теория обретения равновесия комплекса со средой. Именно динамический харак­тер равновесия делает такую организационную структуру, как фирма, устойчивой, дает ей возможность существовать во времени и в пространстве. Если возникает устойчивое нерав­новесное состояние, это может означать только одно – начался процесс разрушения фирмы с последующей ее ликвидацией.

Существует много факторов, влияющих на средний срок жизни экономической орга­низации, и в определенной ситуации степень их влияния различна. Сюда относятся: размер организации, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (струк­тура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издер­жек) и др.

При внимательном изучении поведения «долгоживущей» организации видно, что про­текающие в ней процессы развиваются циклически. Анализируя формы неживой, живой и общественной материи, обнаруживается либо цикличность в чистом виде, либо поступа­тельное развитие по спирали: от простых форм к более сложным, к отрицанию отрицания в конечном итоге. Эти витки раскручивающейся спирали и есть последовательно сменяющие друг друга циклы.

Ни одна организация не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии. Она проходит несколько стадий своего развития, каждая из которых сменяется следующей, но зачастую это происходит непросто, а с переживанием трудностей и противоречий.

Периоды, проживаемые организацией в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие специфику управленческих задач в определенный период функционирова­ния организации, называются стадиями. Периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, есть циклы развития.

Первая стадия развития организации – ее формирование. На этой стадии для органи­зации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю.

Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую стадию развития - интенсивный рост. На второй стадии раз­вития организация растет, увеличивается объем продаваемого товара и количество персо­нала, число филиалов, подразделений и направлений деятельности.

Если организации удается удержаться, стабилизировать источники дохода, закре­питься на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей ста­дии – стабилизации. На данной стадии для организации важно максимально стабилизиро­вать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка и потребителя цикл жизни товара, предлагаемого организа­цией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации.

После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию – кризис. Как правило, он характеризуется снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.

Организация может сохраниться и перейти к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удается, то она уже в превращенном виде может вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сме­нены новым кризисом.

В развитии организации кризисы неизбежны. По данным консультантов по управле­нию, даже самые консервативные компании, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50-60 лет. Для изменчивых же российских условий этап развития может продолжаться год-полтора, а зачастую и несколько месяцев.

Анализ историй успешных компаний позволяет выделить следующие основные осо­бенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития.

1. Стадия формирования – в условиях рыночных отношений определение цели через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях и соотнесение с пред­ставлениями о задачах деятельности организации.

2. Стадия закрепления на рынке с ориентацией на поиск и производство других (помимо зарекомендовавших себя с лучшей стороны) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также закрепление собственного неповторимого имиджа. А поскольку достижение поставленной цели часто сопряжено с экспансией со сто­роны организации, то необходимо быть готовым к противодействию со стороны конкурен­тов. Следовательно, важной особенностью организации на этом этапе является готовность к борьбе.

3. Стадия стабилизации представляется, на первый взгляд, той самой заветной мечтой, к которой организация и стремилась с самого начала. Однако основная цель, пре­следуемая на этой стадии, - закрепление на достигнутом - потребует от организации не меньших, если не больших усилий, чем цели предыдущих стадий. Это связано с тем, что проблемы, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самой организацией. Если для первой стадии была характерна опре­деленная «пассионарность отцов-основателей», означающая известную долю вдохновения и сверхнормативного творчества, которыми и определялся успех предприятия, а для второй - азарт борьбы, то для третьей стадии такое требование, как следование внутренним нор­мам, причем без всякого творчества, становится определяющим. Успешность организации на этой стадии зависит от ее «аутентичности» существующим во внешней среде образцам. Иногда это может приводить к отказу от предыдущей истории жизни организации, что чаще всего реализуется в форме создания мифа.

4. Стадия кризиса – самый трудный этап существования организации, поскольку это сопротивление кризису и поиск альтернатив и путей выхода из критического состояния.

На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. Взгляд на организацию относительно стадий развития позволяет определить, в какой степени ее основные целевые и стратегические установки и ориентации адекватны внутренней ситуа­ции в организации.

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются лишь тогда, когда имеют обоснованную стратегию и эффек­тивно используют ресурсы. (Лапыгин Ю.Н. Теория организации)

В жизненном цикле организации выделяются пять этапов:

1. Предпринимательский этап – период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема.

2. Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации, высокие обязательства).

3. Этап формализации деятельности – период стабилизации развития: стабилизация структуры с акцентом на эффективность.

4. Этап реструктуризации – период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров и рынков, предвидение новых потребностей.

5. Этап спада ­– период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли, при этом организация ищет новые возможности и пути удержания рынков, что сопровождается высокой текучестью кадров и нарастанием конфликтов.

Закономерность развития организации следует учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствования ее структуры и системы управления.

Рис. 1. ЖЗО

(О.Н. Демчук, Ефремова. Теория организации)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: