Святоотеческой литературы

(ПАТРИСТИКИ)

Важнейшие положения христианского учения были разработаны в многочисленных трудах выдающихся богословов, которых с почтени­ем называют «святыми Отцами и Учителями церкви». Их деятельность приходится главным образом на период III-VIII вв. н.э. Жили и творили святые Отцы и Учителя церкви на территории Римской империи, а после падения Западной Римской империи (476 г.) — в Византии. Глав­ным центром христианской мысли всегда оставалась восточная часть Средиземноморья: от Александрии до Константинополя — политичес­кой и культурной столицы древнего мира. В первые века нашей эры христианство подвергалось гонениям и преследованиям со стороны рим­ских властей. В 313 г. император Константин Великий разрешил христи­анам открыто исповедовать их религию. Он же созвал первый из собо­ров христианской церкви — Никейский (в г. Никея) в 325 г. На Никей-ском и на следующем — Константинопольском (381 г.) соборах главные догматы христианства были сведены в Символ веры («Верую»).

Христос, как отмечалось, проповедовал устно, доверившись живому слову. По смерти его словесная проповедь была записана. Записи появи­лись начиная с середины I в. н.э., причем в разнообразных вариантах. По мере распространения христианства и укрепления церкви возрастала необходимость решения задач, связанных с упорядочением различных сторон церковной жизни, углубленной разработкой вероучения и фи­лософии христианства. Эти задачи и решались святыми Отцами церкви на протяжении длительного времени. Творения святых Отцов церкви составили весьма значительный корпус произведений, названный свя­тоотеческой литературой или патристикой (от лат. «патер» — отец).

Святые Отцы церкви, жившие в восточном Средиземноморье, т.е. в ареале греческого языка, писали свои произведения по-гречески. Начиная с IV-V вв. в западной части Римской империи ряд выдаю­щихся христианских мыслителей пишут свои труды на латинском языке. Так возникло деление на восточную и западную патристику. Расцвет патристики относится к IV — первой половине V в. и связан с имена­ми Василия Кесарийского (331-379), прозванного Великим, его бра­та Григория Нисского (335-394), Григория Богослова (по-иному -Назианзин, 330-390) — представителей Каппадокийской школы (Кап-падокия — область на юге Малой Азии), а также Иоанна Златоуста (344/345-407). Их предшественниками были представители александ­рийской школы Климент Александрийский и Ориген, творившие в конце - начале III в. Более поздними представителями восточной патристи-130


ки явились неизвестный автор V-VI вв., которого называют Диониси­ем Ареопагитом, Максим Исповедник (580-662), Иоанн Дамаскин (673/ 76-777). Наиболее известными представителями западной патристики стали святой Амвросий, святой Иероним (переводчик Библии на ла­тынь) и Аврелий Августин, почитаемый западной церковью как свя­той, восточной — как «блаженный». Кроме названных, к авторам свя­тоотеческой литературы принято относить целый ряд выдающихся хри­стианских мыслителей и практиков церковной или монашеской жизни. Назовем некоторых из них: Афанасий Александрийский (293—373), Кирилл Иерусалимский (315-387), Кирилл Александрийский (ок. 378-444), Блаженный Феодорит (393-457), Леонтий Византийский (VI в., точные даты жизни не установлены), Иоанн Лествичник (VII в.), Исаак Сирин (конец VII — первая половина VIII в.) и др.

Идеи святоотеческой литературы наложили неизгладимый отпе­чаток на мировоззрение и культуру не только той эпохи, в которую жили и творили святые Отцы церкви. Их влияние стало определяю­щим и для последующего культурного развития на всем обширном культурном пространстве распространения христианства, а в опреде­ленной мере — и за его пределами. Патристика дала начало западной схоластической философии, остававшейся господствующей формой философствования вплоть до XVI—XVII вв. Элементы секуляризации, все более распространявшиеся в западной культуре с эпохи Возрож­дения, отнюдь не исключали идей патристики полностью, а скорее видоизменяли форму их восприятия. Святоотеческая литература была главным питательным источником русской культуры и философии вплоть до XVIII в., а влияние ее отчетливо ощущается в русской фи­лософии на протяжении всей истории, в том числе в философии XIX -начала XX в. Можно определенно констатировать и то, что прямые или косвенные влияния идей христианской патристики имеют место и в современном внецерковном и секуляризованном сознании, и в целом в современной культуре. Именно поэтому знакомство с ними значимо как для верующего, так и для неверующего человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: