(ПАТРИСТИКИ)
Важнейшие положения христианского учения были разработаны в многочисленных трудах выдающихся богословов, которых с почтением называют «святыми Отцами и Учителями церкви». Их деятельность приходится главным образом на период III-VIII вв. н.э. Жили и творили святые Отцы и Учителя церкви на территории Римской империи, а после падения Западной Римской империи (476 г.) — в Византии. Главным центром христианской мысли всегда оставалась восточная часть Средиземноморья: от Александрии до Константинополя — политической и культурной столицы древнего мира. В первые века нашей эры христианство подвергалось гонениям и преследованиям со стороны римских властей. В 313 г. император Константин Великий разрешил христианам открыто исповедовать их религию. Он же созвал первый из соборов христианской церкви — Никейский (в г. Никея) в 325 г. На Никей-ском и на следующем — Константинопольском (381 г.) соборах главные догматы христианства были сведены в Символ веры («Верую»).
Христос, как отмечалось, проповедовал устно, доверившись живому слову. По смерти его словесная проповедь была записана. Записи появились начиная с середины I в. н.э., причем в разнообразных вариантах. По мере распространения христианства и укрепления церкви возрастала необходимость решения задач, связанных с упорядочением различных сторон церковной жизни, углубленной разработкой вероучения и философии христианства. Эти задачи и решались святыми Отцами церкви на протяжении длительного времени. Творения святых Отцов церкви составили весьма значительный корпус произведений, названный святоотеческой литературой или патристикой (от лат. «патер» — отец).
|
|
Святые Отцы церкви, жившие в восточном Средиземноморье, т.е. в ареале греческого языка, писали свои произведения по-гречески. Начиная с IV-V вв. в западной части Римской империи ряд выдающихся христианских мыслителей пишут свои труды на латинском языке. Так возникло деление на восточную и западную патристику. Расцвет патристики относится к IV — первой половине V в. и связан с именами Василия Кесарийского (331-379), прозванного Великим, его брата Григория Нисского (335-394), Григория Богослова (по-иному -Назианзин, 330-390) — представителей Каппадокийской школы (Кап-падокия — область на юге Малой Азии), а также Иоанна Златоуста (344/345-407). Их предшественниками были представители александрийской школы Климент Александрийский и Ориген, творившие в конце - начале III в. Более поздними представителями восточной патристи-130
ки явились неизвестный автор V-VI вв., которого называют Дионисием Ареопагитом, Максим Исповедник (580-662), Иоанн Дамаскин (673/ 76-777). Наиболее известными представителями западной патристики стали святой Амвросий, святой Иероним (переводчик Библии на латынь) и Аврелий Августин, почитаемый западной церковью как святой, восточной — как «блаженный». Кроме названных, к авторам святоотеческой литературы принято относить целый ряд выдающихся христианских мыслителей и практиков церковной или монашеской жизни. Назовем некоторых из них: Афанасий Александрийский (293—373), Кирилл Иерусалимский (315-387), Кирилл Александрийский (ок. 378-444), Блаженный Феодорит (393-457), Леонтий Византийский (VI в., точные даты жизни не установлены), Иоанн Лествичник (VII в.), Исаак Сирин (конец VII — первая половина VIII в.) и др.
|
|
Идеи святоотеческой литературы наложили неизгладимый отпечаток на мировоззрение и культуру не только той эпохи, в которую жили и творили святые Отцы церкви. Их влияние стало определяющим и для последующего культурного развития на всем обширном культурном пространстве распространения христианства, а в определенной мере — и за его пределами. Патристика дала начало западной схоластической философии, остававшейся господствующей формой философствования вплоть до XVI—XVII вв. Элементы секуляризации, все более распространявшиеся в западной культуре с эпохи Возрождения, отнюдь не исключали идей патристики полностью, а скорее видоизменяли форму их восприятия. Святоотеческая литература была главным питательным источником русской культуры и философии вплоть до XVIII в., а влияние ее отчетливо ощущается в русской философии на протяжении всей истории, в том числе в философии XIX -начала XX в. Можно определенно констатировать и то, что прямые или косвенные влияния идей христианской патристики имеют место и в современном внецерковном и секуляризованном сознании, и в целом в современной культуре. Именно поэтому знакомство с ними значимо как для верующего, так и для неверующего человека.