Каждое требование и каждая уступка в какой-то степени вызывают у оппонента ощущение успеха или поражения. Поэтому имеет смысл узнать побольше о том, почему и как возникают эти ощущения. Надо усвоить три положения:
1. Успех — это относительное понятие. Он зависит от устремлений человека. Для меня удачей является то, что я проснулся и пошел на работу. Мой сосед считает день неудачным, если он не пробежал перед завтраком две мили. В проведенном нами эксперименте одни говорили, что их устроит только 700 тыс. долларов, в то время как дру-
гие были вполне удовлетворены 200 тыс. долларов. Психолог Альфред Адлер сказал: «То, что индивид воспринимает как успех, является только его субъективным ощущением».
2. Как правило, успешно завершенное дело вызывает новые надежды, а неудача уменьшает их. Люди, добившиеся крупного успеха, имеют тенденцию сильно повышать ставки, но не делают этого при умеренном успехе. В случае умеренного успеха имеется тенденция слегка понижать ставки. Однако серьезные неудачи вызывают, как правило, резкое падение уровня ожиданий.
3. Люди не испытывают ощущения успеха или поражения каждый раз, когда они что-то делают. Они не получают особого удовлетворения от простой работы и не испытывают чувства Поражения, если им предлагают выполнить работу, превышающую их возможности. Только если задача приближается к потолку их возможностей, они радуются, если справились с ней, и расстраиваются, оказавшись не на высоте. Из этого следует, что в каждом успехе или провале заложена конфликтная ситуация. С одной стороны, опасаясь неудачи, люди склонны ставить перед собой несложные задачи, с другой — они стремятся высоко поднимать планку, так как хотят добиться успеха.
Целесообразно рассматривать все маневры и п риемы, применяемые на переговорах, с учетом их влияния на отношение оппонента к успеху и поражению. Умеренные предложения одной стороны могут быть расценены партнером, которому свойствен низкий уровень ожиданий, как блс1Стящий успех. Они могут подвигнуть его на решительные действия и на предложение завышенных требований, оторванных от реальной ситуации. Во время переговоров все действия должны быть направлены на изменение уровня ожиданий оппонента в нужную сторону с помощью механизма успех — поражение* В 14-й главе мы расскажем более подробно, как можно использовать маневрирование уступками для воздействия на уровень ожиданий оппонента и его ощущение успеха или поражения.