Россия XIX века

Прежде чем рассмотреть специфику русской эстетической мысли и искусства XIX века, необходимо оговориться, что эстетическая мысль, а именно проблемы красоты, совершенства, художественности и т. д. были неотъемлемой частью философских учений в России со времен далекой древности. Вклад русских мыслителей в эстетику достаточно велик. Русская эстетическая мысль - это особый предмет разговора, требующий особого места в курсе изучения истории эстетики. Но именно XIX век отличается необычайным всплеском интереса к данным проблемам. Поэтому из-за невозможности охватить столь огромный материал на страницах данного пособия ограничимся лишь рассмотрением XIX века.

XIX век в России условно делится на два периода: век золотой и век серебряный. К золотому веку относят первую половину и середину столетия, к серебряному - его конец и начало XX столетия. Мироощущение этого времени во многом подчиняется общей характеристики, уже данной в теме о западноевропейской культуре XDC века. Его тоже условно можно представить как два разных состояния человеческого восприятия мира и себя в нем. Первый период - романтическое мироощущение, второй -состояние декаданса. Специфическим моментом русского мироощущения данного периода было прежде всего становление национального самосоз-

нания. Кроме того, на мироощущение этого периода повлияли особенности религионой культуры России, обусловленные православной традицией (идея жертвенности, особого предназначения - миссии русского народа в деле спасения всего человечества, духовного самосовершенствования и др.).

Первый период характеризуется интересом к проблемам человека, его места в мире, обществе. Это время взлета веры в человеческое могущество, его разумность, благородство. Поэтому не случайно оно отмечено таким количеством открытий и творческих достижений в совершенно разных областях культуры. Человек хочет и стремится познавать и преобразовывать мир.

Второй период - духовный кризис человека и поиск выхода из него, конфликтность с миром. Мир многозвучен и разнообразен, а человек в нем — потерянное существо, противостоящее всему миру. Возникает потребность в поиске утрачейного единства, целостности не только самого мира, но и человека, находящегося в нем. Человек видит себя маленьким и беззащитным. Прогресс, угрожающий духовной культуре, - вот проблема, перед которой оказывается человек XIX века. Время серебряного века связано с появлением тенденции трагического понимания мира. Оно связано с необычайным всплеском философско-интеллектуальной мысли. Поэтому не случаен наблюдающийся интерес к поэзии, которая из всех искусств наиболее способна выражать трагедийность восприятия мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: