№ п/п
| Классическая эстетика
| Постнекпассическая эстетика
|
|
|
|
| Стиль как состояние устойчивости, повторяемости, признанности канона
| Стиль как отсутствие стиля, эклектика разрозненных черт разных стилей
|
| Основой произведения искусства является художественный образ, воплощающий определенное содержание через конкретную форму
| Произведение искусства строится на игре разных смыслов, в его основе нет ничего постоянного, образ - только иллюзия, замененная симулякром - его двойником
|
| Искусство рассматривается как система, обладающая морфологией, где виды искусства различаются по средствам выразительности, способу создания и восприятия
| В основе морфологического деления искусства на виды лежит принцип сложного интеллектуального смыслопорож-дения
|
| Искусство в культуре локально и существует в виде социального явления, культурного феномена
| Искусство в культуре тотально, все может быть искусством, и в то же время им не являться. Искусство есть антиискусство
|
| Автор является создателем произведения искусства. Задача исполнителя или интерпретатора максимально передать исполняемое произведение, донести авторскую мысль до зрителя в неизменном виде
| Разрушения связи создания произведения автором: есть или только автор без произведения, или только произведение без автора. И интерпретатор, и зритель становятся соавторами и могут активно менять первоначальный замысел
|
| Произведение искусства рассматривается как результат завершенного действия, т. е. как ставшее раз и навсегда. Есть шедевры - идеальные образцы высокого искусства, которые необходимо сохранять
| Произведение рассматривается как процесс, самодинамика, процесс, не обладающий устойчивыми содержанием и формой, не содержащий художественного образа. Шедевров нет. Музейные экспонаты лишены процессуальное™ и поэтому не представляют ценности
|
| Искусство воплощает в себе принцип порядка и гармонии мира, создаваемый человеком по своим законам
| Искусство воплощает принцип хаоса мира, нарушение гармонии, проявляемое в понятии деконструкции
|
| Сущность искусства - красота, которая считается главной ценностью произведения искусства
| В произведении искусства ценно не красота, а только то воздействие, которое может возникнуть, в принципе, от чего угодно
|
| Искусство существует как самостоятельное явление, но рассматриваемое как посредник, осуществляющий связь мира и человека
| Искусством может быть сам человек, только мир вне человека или только отношение между миром и человеком
|
|
|
|
| Оптимизм и пессимизм как два полюса художественного восприятия и отношения к миру, воспринимаемому через представление об идеальной красоте
| *1ронизм по отношению к воспринимаемому
|
| <ультурность истоков искусства
| Транскультурность искусства
|
| !Для искусствоведения характерен формальный анализ, описание того, как сделано данное произведение, интерес к художественному творчеству
| Характерен интертекстуальный анализ, т. е. именно то, что связано именно с таким, а не иным воздействием. Интерес к прочтению того, что уже было написано ранее
|
| Стремление к рациональности и законности формообразования
| Случайность и иррациональность формообразования (магичность)
|
| Творчество - осознанный, контролируемый, направляемый, предсказуемый процесс создания чего-либо принципиально нового, принципиально значимого для человечества
| Творческий процесс непредсказуем, слабоосознаваем, случаен и не всегда связан с созданием принципиально нового и особо значимого
|
| Строится на признании существования идеала как основного критерия восприятия прекрасного
| Строится на признании отсутствия идеала как критерия восприятия и оценки
|
| Эстетическое отношение - результат рационально-логического соотношения чувственно воспринимаемого с желаемым
| Эстетическое отношение - результат степени чувственности вне рациональных критериев (эстетика извращения)
|