66
Эстетика как философская дисциплина
Лекция I
67
тика», «информационная эстетика» и прочие «эстетики» как абсолютно нефилософские по своему содержанию? Нет, конечно. И вот почему: сущность эстетического отношения к миру и художественного освоения действительности может быть выявлена только при ее философском освещении. А это и делает эстетику философской дисциплиной, и создает возможность использования ею широкого спектра общефилософских категорий (бытие, действительность, сущность, объект, субъект, отношение, часть и целое, единичное и особенное, форма и содержание и т. п.).
Одновременно с этим, эстетика обладает рядом черт, которые сближают ее с различными областями научного знания и даже делают ее отчасти наукой. Использование (с необходимой коррекцией) системного подхода, методов теории информации, кибернетики, семиотики привело к включению в ее научный аппарат таких понятий, как система, целостность, структура, функции, уровни, знак, значение и др. Наряду с описанием, объяснением и истолкованием, в эстетике постепенно сложилась и процедура научной интерпретации - особой логической операции, осуществляющей перевод абстрактных символов на язык содержательного знания.
Весьма вероятно, что на первых порах функциональная роль этой операции была ограничена необходимостью экстраполировать общефилософские методологические принципы на область эстетических представлений. А это можно было осуществить лишь с помощью трактовки философской теории через выявление эстетического содержания, объективного смысла абстрактных выражений. Позднее данная логическая процедура стала применяться везде, где эстетическая мысль двигалась дедуктивным путем от теории к объекту.
Широко известно использование в рамках эстетической теории механизма так называемой естественной интерпретации, строящейся на интуитивном соотнесении абстрактных выражений и явлений действительности. Реальное содержание многих фундаментальных эстетических понятий часто «обосновывалось» их интуитивной очевидностью или в лучшем случае протокольной фиксацией эмпирически установленных, но теоретически не осмысленных фактов.
Применение научной (семантической) интерпретации как строгой логической операции становится особенно характерным в связи с выделением эстетики в самостоятельную область знания. Этот процесс сопровождался изменением структуры эстетики, разделением экспериментального и теоретического уровней эстетических исследований.
Экспериментальное направление современной эстетики (конкретно-социологические исследования, исследования в области творчества, эстетического восприятия и т. д.) дает обширный материал для теоретических обобщений. Но не только. Экспериментальные методы служат важнейшим средством проверки гипотетических дедуктивных положений. Эмпирическая интерпретация в этом случае есть осуществление перевода с языка абстрактной теории на язык наблюдений и экспериментов. Следовательно, эмпирическая интерпретация предохраняет эстетику от спекулятивных построений.
Если эмпирическая интерпретация функционирует, как правило, в области экспериментальной эстетики, то.семантическая интерпретация применяется главным образом в сфере теоретической эстетики. Семантическая интерпретация используется там, где в силу высокого уровня абстрактности теория не может соотноситься непосредственно с фактическими данными. Семантическая интерпретация осуществляет опосредованную связь абстрактной теории с результатами материального опыта. Абстракция в этом случае интерпретируется средствами других конкретных теорий, эмпирический смысл которых ранее был фиксирован. Этим и объясняется то обстоятельство, что выделение эстетики в область самостоятельного знания сопровождается интенсивным использованием частных методов исследования, заимствованных из физиологии, психологии, конкретной социологии, семиотики, теории информации и т. д. Будучи процедурой отображения одной теории на другую, семантическая интерпретация апеллирует в эстетике к строгому доказательству, несовместимому со вкусовщиной и субъективистским произволом.
Разумеется, как и всякая философская дисциплина, эстетика, наряду с общенаучными и частными методами исследования, использует и свой собственный познавательный инструментарий, свой собственный категориальный аппарат. Одни
68
Эстетика как философская дисциплина
Лекция I
69
эстетические категории, такие как мера, гармония, красота возникли в глубокой древности и сохранили свое значение до настоящего времени. Другие, например, калокагатия, то есть единство прекрасного и нравственного, принадлежат истории. Понятие эстетический вкус появилось в XVII веке, а художественный метод - только в XX. В настоящее время в категориальном аппарате эстетики начинают утверждаться художественная ментальность, художественное видение, самодвижение искусства, неклассический язык художественного творчества и некоторые другие новые понятия.
Категории могут быть основными, например, прекрасное, дополнительными - изящное, грациозное или синтетическими - трагикомическое. Иногда они различаются в зависимости от их качественного своеобразия (онтологический аспект), познавательной природы (гносеологический аспект), формы существования (феноменологический аспект), социального функционирования (социологический аспект) и т. д. Итак, подведем некоторые итоги.
Обычно уже в самом наименовании любой философской дисциплины имплицитно содержится ее видовое отличие и тем самым в определенной мере - указание на специфику ее предмета. Однако, если наименование, как правило, остается неизменным, то конфигурация предмета постоянно видоизменяется. Его жесткая абстрактная структура, «схваченная» в дефиниции, со временем наполняется новым содержанием.
В ходе развития эстетики меняются не только эстетические взгляды, но и круг излагаемых ею вопросов. Предмет эстетики расширялся или сужался в зависимости от тех или иных обстоятельств, в ее содержании постепенно выделялись разные уровни: эмпирический, теоретический, прикладной. По своему же характеру, методам исследования и особенностям категориального аппарата эстетика в прошлом была нормативной (Бу-ало), формальной (Гербарт), психологической (Фехнер), эмпирической {Леонардо да Винчи), спекулятивной (Гегель). Еще более причудливые формы принимали эстетические теории XX века. И в заключение отмечу следующее.
В 1998 году вышла книга О. А. Кривцуна под названием ♦ Эстетика» [6]. Этой детали можно было бы специально и не
упоминать, если бы не одно существенное обстоятельство. Дело в том, что «Эстетика» О. А. Кривцуна рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по ряду специальностей, в том числе и по специальности «Музыковедение». Книга снабжена хорошей библиографией, включающей новейшие издания, и в целом строится с учетом современной методологии эстетического знания. Вместе с тем она, к сожалению, отличается радикальным разрывом с не утратившими своей актуальности положениями, утвердившимися в отечественной эстетике второй половины XX века. Речь, конечно, не идет об изжившем себя наследии прошлых лет, порожденном официальной доктриной тоталитарного государства, чрезмерно политизированной и моноидеологичной. Речь идет о другом - о плодотворных философских традициях, доказавших свою жизнеспособность, достойных сохранения и дальнейшего развития. В этом отношении, как мне кажется, имело бы смысл скорее рекомендовать в качестве учебного пособия для студентов не книгу О. А. Кривцуна, а содержательный труд М. С. Кагана «Эстетика как философская наука» [7], для которого характерно значительно более уважительное отношение к предшествующему этапу развития отечественной эстетической мысли (и это при том, что сам М. С. Каган в течение минувшего лихолетья неоднократно подвергался необоснованным нападкам).
Начиная со второй половины 50-х годов и в 60-е годы XX века в нашей стране наблюдалось заметное оживление эстетической мысли. В сферу познавательных интересов эстетики активно включались новые вопросы, что приводило к быстрому расширению ее проблемного поля. Это было время многочисленных встреч, конференций, дискуссий в периодической печати, выхода в свет полемических книг. Именно тогда и появилась крылатая фраза - когда собираются два эстетика, возникают три точки зрения.
В этот период и несколько позже были опубликованы фундаментальные труды по истории эстетической мысли (А. Лосев, В. Асмус, С. Аверинцев, М. Овсянников, В. Шестаков, А. Гулыга), получили распространение различные варианты системного из-
Эстетика как философская дисциплина |
70
ложения теории эстетики (Ю. Борев, А. Зись, М. Каган, А. Еремеев), становились достоянием общественности взгляды исследователей по широкому спектру отдельных проблем. Среди них -ценностная природа эстетического (Л. Столович, Н. Чавчавадзе), сущность искусства (А. Буров), специфика художественного познания (С. Раппопорт), художественный образ (П. Палиевский, В. Кожинов), художественное произведение (Е. Волкова) и др. Появились анализы явлений искусства с применением методов и понятий социологии (Ю. Давыдов), психологии (В. Соколов), семиотики (Ю. Лотман), кибернетики (Л. Переверзев, Р. За-рипов). Расширение предмета эстетики происходило за счет исследований сферы производства, проблем техники, взаимоотношений человека и машины (К. Кантор, В. Тасалов, Л. Новикова). Серьезным импульсом в развитии послужило также ознакомление с работами отечественных авторов, которые не издавались в течение долгих лет (А. Веселовский, В. Пропп, А. Потебня, М. Бахтин, Л. Выготский, Я. Голосовкер и др.).
Позитивное наследие последних десятилетий будет широко использоваться в нашем учебном курсе. Что же касается попыток вычеркнуть из истории тот или иной этап развития философского знания, то с ними мы встречались и раньше. Эти попытки напоминают легенду о халифе, повелевшем уничтожить Александрийскую библиотеку. Халиф рассуждал так: либо в этих книгах говорится то же самое, что в Коране, и тогда они не нужны, либо в них говорится нечто другое, и тогда они лживы и вредны. Халиф был счастливым человеком, он «знал» некую Истину.
А если частица истины содержится во всякой книге? Ведь многие вещи могут быть истинными одновременно, хотя они противоречат друг другу. Не так ли?
2. Сущность эстетического
ВЫЯСНИТЬ' что представляют собой ос-
то пГоР ЭСТетическо™ двоения мира челове-
оп^„ по«ятие, смысл и значение которого требуется
определить, и есть понятие эстетического. тРе°Уется
Лекция I
Эстетическое - центральная категория эстетики. Это предельно общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерные связи и отношения в рамках определенной сферы действительности. Нашей задачей, следовательно, является осмысление качественного своеобразия этой сферы («эстетосферы») и ее места в общей структуре природной и человеческой реальности (исторической, социальной, духовной).
«Эстетосфера» окружающего мира включает в себя два обширных класса эстетических явлений. Первый из них охватывает все многообразие эстетического бытия, а второй — различные проявления эстетического сознания. Это, в свою очередь, означает, что эстетическое можно мыслить как через онтологические, так и через гносеологические предикаты, поскольку эстетическая онтология представляет собой раздел эстетики, изучающий фундаментальные принципы эстетического бытия, а эстетическая гносеология - ту грань нашей философской дисциплины, которая исследует природу и возможности эстетического познания, отношение знания и реальности, условия его достоверности и т. п.
«Эстетосфера» может также рассматриваться как диалектическое единство эстетического субъекта и эстетического объекта, то есть предполагает обязательное расчленение в своей структуре того, кто действует, и того, на что это действие направлено. Напоминаю при этом, что исходной и определяющей характеристикой субъекта, его главным (хотя и не единственным) признаком, отличающим его от объекта, служит его активность, активность прежде всего преобразовательная и познавательная, и что «субъект» и «объект» - парные, соотносимые, а не взаимоисключающие категории, каждая из которых имеет смысл лишь в формулируемом или предполагаемом единстве с другой. «Субъект» и «объект» не являются абсолютно противоположными и допускают существование переходных и синтетических форм, о чем подробно сказано М. С. Каганом в книге «Мир общения» [8]. И коль скоро мы избрали онтолого-гносеологичес-кий ракурс взаимоотношений объекта и субъекта в «эстетос-фере» реальной действительности, постараемся конкретизи-
Эстетика как философская дисцишщня
ровать поставленную проблему в следующих разделах дальнейшего изложения:
а) объективный характер эстетического в действительности;
б) структура эстетического сознания.
2.1. Объективный характер эстетического в действительности
«Так как мы теперь в затруднении, то скажите нам четко, что вы желаете обозначить, когда произносите «бытие». Ясно ведь, что вы давно это знаете, мы же думали, что знаем, а теперь вот затрудняемся» [9]. Этой цитатой из «Софиста» Платона начинает свое основное произведение «Бытие и время» М. Хайдег-гер. Решение философской проблемы бытия всегда сопровождалось острейшими дискуссиями, выявляло самые разнообразные мнения и взаимоисключающие теоретические позиции.
Так, например, американский философ Джордж Сантая-на (1863-1952), который называл убеждение в существовании внешнего мира «животной верой» и считал абсолютно достоверными только «данные опыта», пришел к выводу о том, что в действительности нет и не может быть объективных,, независимых от человеческого сознания, эстетических качеств и свойств. Один и тот же предмет люди оценивают по-разному. Одни считают его безусловно прекрасным, другие - эстетически нейтральным, а третьи - решительно безобразным. Почему это происходит? Не потому ли, что красота - это всего лишь «объективированное наслаждение»? Не переносим ли мы по наивности свое эстетическое переживание на сам предмет? Не рассматриваем ли мы «эстетическое наслаждение как качество вещи»?
Самыми разнообразными подходами к решению этой проблемы изобилует и наша отечественная эстетика 60-70-х годов. Интересно отметить, что «Краткий словарь по эстетике», изданный в 1963 году, термина «эстетическое» вообще не содержит. Но уже в 1964 году вышел в свет сборник статей [10], специально посвященный этой теме и содержащий теоретический обзор итогов дискуссии «О природе эстетического»,
Лекция I
состоявшейся в 1961 году. Материалы этой дискуссии были также опубликованы в периодических изданиях (в журналах «Вопросы философии», «Вопросы литературы» и некоторых других).
В этот период большинство исследователей, изучавших проблему эстетического, разделились на два основных направления. Одних весьма условно стали называть «природника-ми», других - «общественниками». Представление о занятых ими позициях можно получить, обратившись к наиболее характерным работам прежних лет. Среди «природников» можно выделить В. Корниенко, Н. Дмитриеву и Г. Поспелова [11-13], а среди «общественников» - Л. Столовича, В. Ванслова, Ю. Борева [14-16].
Настоящим камнем преткновения для участников дискуссии стал вопрос о том, существовало ли эстетическое до появления человеческого общества. «Природники» отвечали на этот вопрос утвердительно.) Они были убеждены, что природа имела свое эстетическое лоно и тогда, когда оставалась в естественном состоянии, что эстетические качества и свойства были присущи ей всегда (и поэтому их называли «при-родниками»). Что же касается «общественников», то они отрицали существование эстетического в природе до происхождения человека и связывали формирование эстетического объекта исключительно с развитием общественно-исторической практики (и поэтому их называли «общественниками»), I
Но почему «природники» и «общественники» расходились в ответах на этот вопрос? Конечно же потому, что они неодинаково трактовали сущность эстетического и вкладывали совершенно различные смыслы в понятия объективных эстетических качеств и свойств.
Вот, например, позиция «природника» В. С. Корниенко. В книге «О сущности эстетического познания», опубликованной в 1962 году, он исходит из того, что в неорганической: природе^ можно найти симметричное расположение предметов (или их частей) по отношению друг к другу, гармонические сочетания разнообразных явлений, ритмичность процессов и т. п. Где в природе встречается равномерность и ритмичность процессов, где налицо богатство и многообразие гармонически сочетаю-
Эстетика как философская дисциплин
щихся частей, где строение предметов характеризуется сим
метрией, там эти предметы и явления природы обладают кра
сотой. Но где выявляется противоположная сторона развития
- ломаные линии, неправильные, несимметричные формы, от.
сутствие равномерности процессов и т. п. - такие предметы и
явления обладают отрицательными эстетическими свойства
ми, то есть некрасивы. -■
Эстетические свойства материальных предметов стоят в одном ряду с их механическими, физическими и химическими свойствами. Присутствие железа в различных соединениях создает богатую гамму цветов: от почти бесцветных, светло-зеленых, бледно- и ярко-желтых тонов до бурых, красно-коричневых и черных металлических. Хром своим присутствием обусловливает яркие краски таких самоцветов, как красный гранат, рубин, изумруд, александрит и другие. Соединения с марганцем дают вишнево-розовые минералы. Все соединения меди зеленоватого или синего цвета - малахит, азурит, бирюза и т. д.
Живые организмы также представляют собой огромное многообразие форм, в которых симметричность и соразмерность составляют неотъемлемое свойство. В одном только классе радиолярий скелетные образования обнаруживают большее количество основных форм, чем все остальные классы органического мира; даже более того, в кремнеземном скелете радиолярий пластически представлены все стереометрические формы, которые различаются теоретической геометрией. Автор излагает свои взгляды на сущность эстетических свойств растительного и животного мира и приходит к выводу о том, что в процессе преобразования неорганической и органической природы люди познают ее законы (законы красоты) и опираются на них в многогранной творческой практике. Что же касается непреобразованной природы, существовавшей до появления человеческого общества, то ее предметы и явления безусловно обладали как «положительными» (симметрия, гармония, пропорциональность, ритмичность процессов, яркость окраски), так и «отрицательными» эстетическими свойствами {асимметрия, дисгармония, диспропорциональность, аритмичность, невыразительность цвета и т п)
75 |
Лекция I
Эстетические свойства природы - это естественно-материальные свойства. Их объективной основой служит всеобщая связь и взаимообусловленность материи в ее развитии. Красота ровной глади озера не является результатом какого бы то ни было вмешательства человека. Она представляет собой лишь действие хорошо известной физической закономерности — «жидкие и сыпучие тела стремятся к уравновешенному состоянию». Кристалл имеет правильную форму и ровные грани, но это всего только следствие особой «ориентировки в пространстве молекул вещества». А все бесконечное много-цветие природы оказывается на поверку ничем иным, как результатом «взаимодействия светового луча с физико-химической структурой вещества».
Откровенно натуралистическая позиция «природников» была встречена шквалом критических откликов. Ель симмет-рична,^мява - нет; но разве она менее красива? Хорош красный цвет на щеках у девушки, но каков он будет у нее на носу? Одно дело - плавная извилистая линия в грациозном танце изящной балерины, и совсем другое - в движениях ползущего гада...
Многие исследователи заговорили о том, что между предметом и человеком существует неразрывная и таинственная связь и «эстетическое» каким-то образом должно вобрать в себя человеческое отношение. Было замечено, что природные формы оказывают на человека эмоциональное воздействие не потому, что они сами по себе обладают определенными свойствами, а благодаря особой соотнесенности с закономерностями восприятия, причем не только физиологического, н о и, т ак сказать, социального.
Обратимся, например, к физиологическим закономерностям зрения, особенностям восприятия ритмического чередования линий, пропорций, геометрических фигур или цветовых пятен. Приятные и неприятные ощущения здесь прямо зависят от состояния нервных клеток, которые отдыхают или утомляются от движения глаза. Этим объясняется «удовольствие», которое вызывает восприятие симметрии и некоторых общеизвестных пропорций («золотое сечение», «постоянство в разнообразии» и др.). При их восприятии зона активного отдыха глаза оказывается максимальной.
Эстетика как философская дисциплин^
Лекция I
Интересные результаты были получены экспериментальной эстетикой. Оказалось, что сочетание красного и белого квадратов при соотношении 1:64 у большинства испытуемых вызвало отрицательное отношение. Это было связано с непроизвольно возникающей тревожной ассоциацией: «красный крест; больничное учреждение». Стало быть, здесь важен не столько сам предмет с его экзистенциальными и качественными характеристиками, сколько то, что «видит» в нем человек сквозь призму своего социального опыта.
На этой почве и выросла концепция «общественников». Вот как, например, излагает ее суть Л. Столович в книге «Эстетическое в действительности и в искусстве».
Между человеком и предметным миром конкретно-чувственных форм в процессе общественно-исторической практики обнаруживаются и устанавливаются многообразнейшие связи. Конкретные предметы и явления действительности как бы «включаются» в общественные отношения и «аккумулируют» их. Между такими предметами (или типом таких предметов) - с одной стороны, и их общественно-человеческой значимостью - с другой, образуется устойчивая ассоциативная связь. Место, где произошло важное событие в жизни человека, воспринимается им иначе, чем до этого события. Новое значение, новый смысл может приобрести самый обычный предмет, если он подарен близким человеком. Включаясь в нашу жизнь, такие предметы и явления начинают обладать новым свойством: они вызывают в нас определенное идейно-эмоциональное отношение. Эстетические свойства и есть «способность конкретно-чувственных вещей и явлений вызывать в человеке определенное идейно-эмоциональное отношение к ним благодаря тому месту, которое занимают эти вещи и явления в конкретной системе общественных отношений, и той роли, которую они играют в ней» [14, с. 41]. Таким образом, эстетические свойства являются общественными свойствами по своему содержанию. Размышляя об эстетических свойствах предметов_и явлений природы, другой сторонник «общественнической» концепции пишет о том, что березка в степи вызывает у него ассоциацию с образом одинокой покинутой девушки. Что ж, это вполне возможно, здесь многое зависит от жизненного опыта ин-
. 1
дивида. У меня он несколько иной и, очевидно, поэтому березка в степи в моем сознании порождает совершенно другие ассоциации. В любом случае ясно одно - каким бы ни было содержание восприятия или воспоминания» его нельзя считать свойством самой березки.
На это обстоятельство обратили внимание «природники», справедливо отмечавшие в своих публикациях, что «обществен-ническая» концепция, провозглашавшая на словах объектив^ ность эстетического, на деле обнаруживает явную склонность к субъективизму. Отсюда оставался только один шаг до прямого отрицания объективности эстетических свойств. И этот шаг был сделан.
С точки зрения Л. Гениной, «понимать «эстетическое» как нечто имманентно присущее действительности - значит понимать его неверно, значит неправомерно расширять это понятие, сильно обедняя тем самым его содержание» [17]. А по мнению П. Трофимова, «эстетические категории выражают не вещественные свойства предметов и явлений, а общественно-исторические, эстетические человеческие оценки их*; эстетические качества «по самому своему существу являются прежде всего духовными» [18].
Несколько иную, но в целом близкую, позицию занимал в то время М. Каган: «^Эстетическоеесть^ _тох_эффект, который рождается из взаимодействия природы.л, леловека^_матер^и-ального и духовного, объекта и субъекта и который не сводим ни к чисто объективным качествам материального мира, ни к чисто субъективному человеческому отношению» [19]. И далее: «Эстетическую <...> ценностъ^редмет приобрет&етмгог-да, когда мы его созе^паем^ переживаем» [ 1 %^^]\
К сожалению, ни «природникам», ни «общественникам» решит^^о^т~а!вл^ш1ую11роблёму не удалось. Безусловным до-, стоинством первых было последовательное стремление доказать объективность существования эстетических свойств. Вместе с тем, их позиция не была свободна от существенного изъянаТТприродническая» концепция фактически приводила к противопоставлению эстетического и человека, к их отрыву друг от друга. Позиция же «общественников», напротив, характеризовалась отчетливой попыткой обосновать их нераз-
78
Эстетика как философская
рывную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимовлияние Однако сама трактовка этой взаимосвязи в рамках «обществен-нической» концепции оказалась весьма неубедительной и вполне резонно приводила к сомнению - а может ли вообще эстетическое существовать независимо от человеческого сознания? Таким образом, вопрос, как совместить признание объективности эстетического и его неразрывную связь с человеком^, стал основным на пути решения поставленной проблемы.
Дальнейшие исследования показали, что такое совмещение вполне осуществимо, если подойти к эстетическим качествам действительности как к явлениям ценностного характера. Такие^ возможности создает аксиологический подход, который в поисках осмысления сущности эстетического был признан как наиболее плодотворный.
Аксиология^- это теория ценностей. Она представляет собой философское учение об их природе, об их месте в реальной действительности, о связи различных ценностей с социальными и культурными факторами, со структурой личности. Будучи социальной формой движения материи, общественная жизнь по своему существу представляет собой все многообразие человеческой жизнедеятельности, различные виды практической и духовной активности людей. Внутренним же побудителем активности человека является потребность. Потребность '-это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. А ценность как раз и есть то, что может быть объектом влечения, стремления и интереса.
Надо сказать, что детальное осмысление понятия ценности составляет немалую теоретическую трудность. Многое здесь еще не устоялось и находится в стадии активных поисков, обсуждений и дискуссий. Еще сравнительно недавно, в начале 70-х годов в нашей отечественной философской литературе доминировало мнение В. П. Тугаринова о том, что ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества, класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Узловыми моментами
Лекция I
этой позиции были утверждения о том, что «материальные блага» и «материальные ценности» имеют один смысл, что «ценное» и «полезное» - вполне адекватные понятия и что ценностью, следовательно, является любой предмет, обладающий способностью удовлетворять те или иные потребности субъекта.
Вскоре, однако, стало ясно, что ценность вещи не тождественна самой вещи. Вещь - только носитель ценности, необходимое условие ее объективного существования. Недопустимо отождествлять фактическую «плоть» пространственно-временного причинно-следственного явления как носителя ценности с самой этой ценностью, то есть с некоей «душой» блага как феномена культуры. Строго говоря, ценность есть отношение, и главным центром этого отношения является субъект. Все известные ценности суть ценности для человека, они как бы «направлены* на него. Ценность проявляется в их взаимосвязи.
Известно, что само понятие об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов или явлений (то есть членов отношения) по выбранному или заданному основанию сравнения. Например, сравнение по величине порождает понятие о числовых отношениях, сравнение по времени появления и исчезновения - понятие о временных отношениях. Аналогично складываются понятия о любых отношениях, в том числе и об отношениях, имеющих ценностный характер. Исключительно важной философской проблемой отношений является вопрос об онтологическом статусе отношений, который можно сформулировать так: если существуют ЛиД находящиеся между собой в отношении К, то существует ли само Лив каком смысле можно говорить, что К существует? Реальность отношения можно понимать в том смысле, что если основание сравнения не произвольно (если оно действительно укоренено в сравниваемых явлениях), то отношение, как результат сравнения по данному основанию, также не произвольно. Его онтологический статус в данном случае выражается в существовании основания (при этом само отношение можно рассматривать как свойство этого основания). Понимание единства вещи и отношения приводит к необходимости считать, что вещи не более реальны, чем отношения, поскольку реальная природа свойств вещи может обна-
80
Эстетика как
ружить себя лишь в отношении, во взаимодействии, в связи с
другими предметами и явлениями. Отношения существуют
как отношения вещей, но и вещей нет вне отношений. О телах
вне движения, вне всякого отношения к другим телам, как
известно, вообще ничего нельзя сказать.
Кроме того выяснилось, что полное отождествление ценностей с полезным, выгодным, удобным ошибочно. Ценности произошли от полезного, утилитарно пригодного. И хотя их развив тие как ценностей определялось в конечном итоге их пользой, они кое в чем стали отличаться от полезного. Полезное - это категория праксиологическая, а не аксиологическая. Она представляет собой позитивное значение одного объекта для другого объекта, тогда как ценность есть значение объекта для субъекта. Полезным предмет может быть и для животного, а ценным ^только для человека. Полное и безоговорочное отождествление ценностей с тем, что полезно человеку, ведет к упрощенным характеристикам целого ряда явлений. Недаром сторонники трактовки ценности как чего-то такого, что просто способствует субъекту решать стоящие перед ним задачи, вынуждены к числу «ценностей» относить, например, серную кислоту, поскольку она необходима в химическом производстве. В процессе генезиса ценного от полезного постепенно выкристаллизовывалась специфика ценности как категории отношения между субъектом и объектом. В связи с тем, что в понятии «это нам нужно» содержится два неодинаковых аспекта: (1) «нужно для чего-то» и (2) «нужно само по себе», некоторые исследователи, склонные трактовать ценность как телеологическую, нормативную категорию, пришли к выводу о том, что ценности - это своеобразные цели, к которым стремятся люди, и идеалы общественной, а на этой основе, и личной деятельности. Конечно, в известном отношении ценности указывают на человеческое, социальное и культурное значение определенных общественных явлений, отсылающих к миру желаемого и должного. Ценности - это своеобразные идеалы общественной, а на этой основе, и личной деятельности. В своей главной тенденции они являются своеобразной формой отношения к тем предельным возможностям, от осознания которых нередко зависит способность индивида мечтать, за-
81 |
Лекция I
глядывать в будущее и сохранять память о лучшем наследии прошлого. Однако ценности и цели, ценности и идеалы отождествлять ни в коем случае нельзя. Цели и идеалы могут быть только носителями ценности, но это уже совсем другое дело.
В зависимости от специфики своего содержания ценности бывают этическими, эстетическими, религиозными, правовыми, политическими, экономическими и т. д. В зависимости же от уровня и широты охвата они могут быть личностными (индивидуальными), семейными, классовыми, национальными или общечеловеческими. О бширны й мир ценностей подразделяют, кроме того, на два их основных вида или типа. К первому - относят так называемые предметные ценности, а ко второму -субъектные ценности (или ценности сознания).
«Предметные» ценности -это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для "чёлсР века (социальной группы, общества в целом), определяемая не их свойствами самими по себе, не их, стало быть, экзистенциальными и качественными характеристиками, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, в сферу интересов и потребностей людей.
К «предметным» ценностям относятся:
- естественное благо и зло, заключенные в природных бо
гатствах и стихийных бедствиях^
- социальное благо и зло, содержащиеся в общественных
явлениях (прогрессивное и реакционное значение историчес
ких событий);
- моральное добро и зло;
- эстетическ ие_характеристики природных и обществен
ных объектов, произведений искусства и т. п.
Что красота природы есть своеобразная ценность, видно из того, что она притягивает нас, мы стремимся к ней (а предмет стремления и есть ценность). Эстетическое не является чисто вещественной данностью, натуралистической предметностью. Чувственные и вещественно-природные его характеристики выступают как носители некоторого смысла (значения, ценности), раскрывающегося через вещи и их чувственные свойства. Вместе с тем абстрагирование красоты от чувственно воспринимаемого тела природно-эстетического феномена про-
Эстетика как философская
. -- —---------------------------------
сто невозможно. Лишаясь своего «тела», своего чувственно воспринимаемого облика, красота перестает быть красотой.
В природе до человека никаких ценностей не было и не могло быть. Ценности живут, облекаются плотью только в мире культурн-я-культуротБОрческой деятельности. Они, как уЖе было сказано, неразрывно связаны с человеком. Однако тот факт, что ценности нередко проявляются в соотношении с идеями и побуждениями людей, а также с их целями и идеалами, не означает, что можно было бы ограничиться выводом: ценности существуют только субъективно, как некие внутренние, психологические состояния. Такие утверждения уместны лишь по отношению к «субъектным» ценностям, о которых еще пойдет речь в лекции, посвященной структуре эстетического сознания. «Предметные» же ценности объективны, и это обстоятельство нуждается в специальном рассмотрении.
Прежде всего не следует смешивать понятия «объект» и «объективная действительность» — с одной стороны, и понятия «субъект» и его «внутренний мир» (сознание) - с другой. Объект не тождествен объективной реальности, поскольку лишь те существующие независимо от человека вещи становятся объектами, которые включаются в человеческую деятельность и начинают осваиваться субъектом предметно-практически, познавательно и как-то иначе. Со своей стороны субъект, то есть некое «существо», наделенное активностью, самосознанием, свободой воли, уникальностью и проявляющее себя полимодально в виде личности, группы людей, конкретного социума или человечества в целом, - это одно, а внутренний мир этого «существа», то есть индивидуальное или общественное сознание, сознание семьи, нации, класса и т. п., - это нечто иное.
Все это и дает возможность провести четкую грань между эстетической оценкой и эстетической ценностью. Осознание их различия имеет принципиальное значение для усвоения всех узловых моментов этой трудной лекционной темы.
Эстетическая оценка субъективна. Она существует в рамках внутреннего мира субъекта, является элементом его эстетического сознания и представляет собой специфическое суждение об эстетической ценности предметов и явлений окру-~~
83 |
Лекция I
жающего мира. Эстетическую оценку, следовательно, можно трактовать как субъективное выражение ценности.
Эстетическая ценность объективна. Она существует независимо от сознания субъекта и является объектом эстетической оценки. Вместе с тем, объективности ценности весьма специфична, ее нельзя смешивать с «онтологической» объективностью природного феномена и «гносеологической» объективностью истины. В первом случае объективность равна материальному, а во втором - является характеристикой знания, содержание которого не зависит от человека и человечества.
Объективность ценности - «аксиологическая» объективность. На это обстоятельство обратили внимание Н. 3. Чавчавадзе и М. С. Каган. Дело в том, что субъективное и объективное - категории соотносительные и переходящие друг в друга. Так, например, познание, раскрывающее истину постепенно, шаг за шагом, движется от субъективного к объективному, от более субъективного к менее субъективному. Формы существования субъекта и объекта весьма разнообразны и в системе субъект-объектных отношений, кроме двух основных элементов, есть и другие, производные от этих двух. Так, объект может существовать не только реально, но и в воображении, как некий мнимый конструкт. Образ объекта, возникающий в сознании человека, в принципе является таким же объектом, как и тот, что был отражен. Правда, он не подлинный, не материальный, а идеальный и существует только в сознании, то есть представляет собой психологическую модель реального объекта или некий квазиобъект.
Особое место в спектре субъект-объектных отношений занимает и ценность. По определению М. С. Кагана, она есть~ субъективированный объект, «ибо выражает она реальное отношение объекта к субъекту - то, что объект значит для субъектаГ"а""нё~то, чем он является в его в-себе-и-для-себя бытии» [8, с. 116]. При всем аксиологическом своеобразии ценности, ее объективность проявляется особенно выпукло в сравнении с субъективностью оценки. И разве не существуют объективно в реальной жизни справедливость и добро, свобода и красота? Или, может быть, их вовсе не существует, и они представляют собой лишь несбывшуюся мечту, мираж или плод воспаленного воображения? Если бывают субъективно обус-
84
Эстетика как философская дисциплина
Лекция
ловленные мнимые ценности (а что это бывает, доказывается всем длительным и трудным развитием человеческого познания), то должны же существовать и ценности подлинные обусловленные объективно. Такие ценности, конечно же, существуют. К их числу и относятся эстетические качества и ^свойства окружающей нас действительности.
Теперь, наконец, можно перейти к основным обобщениям. Представим концептуальную часть лекции в виде условной схемы.