При ближайшем рассмотрении в этой системе отчетливо выявляются своеобразно интерпретированные диалектические принципы (принцип развития, принцип всеобщей связи и взаимозависимости явлений), диалектические законы (главным образом закон единства и борьбы противоположностей) и диалектические категории (возможность и действительность, свобода и необходимость, общее и отдельное, идея и форма ее проявления, сущность и существование и др.). Во всем этом нетрудно заметить позитивное влияние на мировоззрение Бреле гегелевского философского наследия.
Лекция XIII
423
Не следует забывать, что исполнительское искусство Бреле стремится анализировать в контексте общих закономерностей художественного творчества, учитывая при этом тождество и различие временных и пространственных искусств. Процессу исполнения она не без оснований придает общеэстетический смысл и раскрывает его как акт «осуществления» произведения, его материальной и духовной реализации. Последняя, в свою очередь, по своей внутренней сути представляет собой глубокую трансформацию художественной идеи, ее обогащение и обеднение одновременно. Связь музыкального произведения с исполнением значительно более органична, чем его связь с партитурой: некоторые народы с достаточно высоким уровнем культуры, как отмечает Бреле, вообще не обладают нотной записью. Произведение и исполнение связаны отношением «двойного превосходства» и взаимно порождают друг друга (при главенствующей, определяющей роли произведения). Музыкальное произведение, как и произведение других временных искусств, заключает в себе единство «задуманного» и «исполненного», «определенного» и «неопределенного» и является постоянным переходом «от возможности к реальному действию». Обращаясь к традиционному для эстетики исполнительского искусства поиску гармонии между «сутью» произведения и «вкладом исполнительской реализации», Бреле приходит к поразительному по своей диалектической глубине выводу о том, что подлинно творческое отношение исполнителя к произведению и есть его самое точное «соблюдение».
|
|
Сказанного было бы достаточно, чтобы подтвердить вывод о диалектическом характере мышления Бреле. Однако в нашей литературе встречаются такие оценки ее концепции, с которыми трудно согласиться. Так, не в полной мере обоснованными представляются нам мысль Н. П. Корыхаловой о принадлежности Бреле к формалистическому направлению в эстетике и ее вывод о том, что формализм французской исследовательницы «естественно ведет к антиисторизму» [2, с. 87].
Но о каком же антиисторизме здесь может идти речь? Под историзмом мы понимаем особый принцип подхода к окружающему нас миру (в том числе и в процессе его изучения)
|
|
424
Морфология искусства
Лекция XIII
как к изменяющемуся во времени, развивающемуся. Этот принцип получил достаточно широкое применение еще в ряде домарксистских философских систем. Вершиной этого этапа справедливо считается мировоззрение Гегеля, развитие мыслей которого, как известно, всегда шло параллельно развитию всемирной истории.
Усвоив важнейшие стороны гегелевской диалектики, Бре-ле приняла и этот принцип. Можно с уверенностью сказать, что диалектичность мышления Бреле естественно ведет к историзму ее концепции. Поэтому здесь можно обнаружить подход к музыкальному произведению с точки зрения закономерностей процесса его внутренних изменений, стремление связать развитие произведения с потребностью адаптировать его к новым историческим условиям жизни. Бреле замечает смену исполнительских стилей, этапов художественного процесса, ступеней человеческой культуры, различных исторических эпох. Историзм - это характерная черта ее мировоззрения, сердцевина подхода к изучению явлений искусства, важный источник позитивного содержания полученных в исследовании результатов.
Н. П. Корыхалова усматривает антиисторизм в том, что Бреле, якобы, «лишает произведение <...> связей с эпохой, породившей его» [2, с. 87], ратует за полное освобождение от среды, в которой оно возникло, истолковывает процесс переосмысления и переоценки исполнителем художественных ценностей как полное стирание печати, наложенной на них эпохой. Но это не совсем так. Бреле не принимает приверженности исполнителей к одной только «музейной реставрации» музыки. Она подчеркивает, что попытки ограничиться историческим восстановлением произведения бесплодны '. Чтобы жить полнокровно, искусство должно найти своего современного слушателя, должно соответствовать его потребностям, мыслям, страстям. Говоря о соответствии исполнения основным духовным веяниям современной эпохи, Бре-
1 Кстати сказать, Бреле употребляет термин «историзм» в негативном плане, имея в виду объективистскую тенденцию к точному историческому восстановлению музыкальных ценностей прошлого, полностью очищенных от всяких современных влияний.
ле нигде не абсолютизирует этот фактор, не противопостав ляет его необходимости сохранить определенные сГа" исторической обстановкой, в которой произведение родилось «Музыковедение не имеет права требовать от интерпретатор ра, чтобы он адаптировался при исполнении старинной музыки к данным музыкальной истории. Исполнитель, - продолжает Бреле, - разумеется, ни в коем случае не должен отрицать эти данные; но, в конечном счете, он должен основываться именно на своем музыкальном чувстве, чтобы построить современное и новое исполнение» [1, с. 100]. Можно привести и такое высказывание Бреле: «Хотя исполнение старинной музыки не является историческим восстановлением, его также нельзя отдавать на добрую волю интерпретатора <...> Необходимо соблюдать суть произведения <...> эта суть часто выявляется в свете обстоятельств, в которых рождается произведение и часть которых вписывается в его постоянство и интегрируется с ним» [1, с. 101]. И в заключение: «историческая и эстетическая истины должны находить свою тайную точку схождения и, в конечном итоге, соединяться, согласуясь друг с другом» [1,с. 101].
Итак, не антиисторизм, а историзм... Но, разумеется, с одной существенной поправкой: ведь историзм Гегеля находился в заметном противоречии с сущностью его философской системы; с позиций такого историзма подлинный анализ явлений общественной жизни едва ли возможен. Не удивительно, что методологическая платформа Бреле (о ней еще пойдет речь) объективно ограничивает и принцип историзма, делает его применение недостаточно последовательным, превращает в тайну за семью печатями действительные пружины общественного развития, приводит к отрыву процессов художественной культуры от ее животворных социальных корней.
|
|
Трудно безоговорочно согласиться и с отнесением Бреле к представителям формалистического направления в эстетике; во всяком случае, этот тезис нуждается в подробной аргументации. Материал же, которым мы располагаем, не дает для этого серьезных оснований. Если под формализмом мы понимаем теоретическую систему, коренным принципом которой является подход к искусству с точки зрения суверенной само-
Лекция XIII |
426 |
Морфология искусства
ценности формы, то классическим кредо формализма следует считать известное положение Э. Ганслика: «Музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих <...> Пусть всякий по-своему называет и ценит действие на него музыкальной пьесы - содержания в ней нет, кроме слышимых нами звуковых форм, ибо музыка не только говорит звуками, она говорит одни
звуки* [6].
Ж. Бреле же, вслед за Гегелем, скорее склонна преувеличивать активную роль духовного содержания в искусстве, нежели принижать ее. Сама по себе звуковая материя косна и инертна: «По правде говоря, исполнение - это совсем не материальная реализация как таковая, а скорее всего духовная функция, которую выполняет эта реализация» [1, с. 60]. Первичными и определяющими в искусстве являются духовное начало, смысл, художественная идея («как и полагается, сначала рождается художественная идея, а затем произведение искусства» [1, с. 60]). Ж. Бреле весьма сдержанно относится к Э. Ганслику, когда он отрицает способность музыкального произведения выражать отвлеченные идеи или какие бы то ни было чувства и безоговорочно поддерживает его там, где он не отказывает в этой способности музыканту-интерпретатору, который с помощью своего инструмента все же может «передавать через свою игру кипучую страсть, жгучее желание, спокойное благополучие или жизнерадостную откровенность <...>» [1,с. 160].
|
|
Можно ли считать проявлением формализма точку зрения, согласно которой «исполнитель добавляет к произведению свои собственные переживания, свою душу, всю глубину своего человеческого опыта, утонченность своей культуры, свои моральные и метафизические понятия»? [1, с. 63] Что от позиций формализма можно обнаружить в рассуждениях Бреле о роли исполнительской техники, которая, по ее мнению, «подчиняется интерпретации и выразительности» и является не целью, но средством? Что общего с формализмом в таком, например, высказывании Бреле: «Именно оживляя саму материю своего вида искусства, а не постигая ее с внешней стороны, исполнитель, как и любой художник, подчиняет ее своей
ка, — связью с со „~7е.Г Гм
вольно, „о является внутренней силой, тесно свяГннойТего
желанием и служит естественным языком его художе ТВе Г
ных идеи» [1, с. 36]. >дулсивен-
Правда, это лишь одна сторона дела. Элементы формализма в концепции Бреле все же имеются. Н. П. Корыхалова безусловно права в том, что их основным источником в конечном итоге является философское мировидение Бреле трактовка художественной деятельности как развивающейся лишь в соответствии со своими внутренними законами. В этом смысле любая идеалистическая концепция искусства никогда не будет полностью свободна от формализма, потому что в ее рамках невозможно осмыслить действительную роль жизненного содержания, отраженного в художественном произведении. Формализм всегда исходил из принципиального противопоставления действительности и искусства, рассматривал творчество не как результат художественного освоения реального мира, а как созидание неких автономных, обладающих самостоятельной ценностью, художественных структур.
Конечно, у Бреле мы не найдем прямого отрыва музыкального произведения от действительности. Однако можно ли считать искусство отражением жизни и если да, - насколько правдиво такое отражение? Этих вопросов для Бреле попросту не существует. Вот уж в чем она совершенно убеждена, так это в том, что «интерпретировать - не значит открывать заново на основе музыки внемузыкальное содержание» [1, с. 129] и что (конечно же в духе Гегеля!) «в искусстве истинно то, что красиво» [1, с. 117].
И диалектика Бреле, и историзм, и вся ее концепция исполнительского творчества возведены на почве идеалистического мировоззрения. Идеализм - вот основное ядро системы ее музыкальной эстетики.
Искусство, по Бреле, есть сфера духа. Духовное начало лежит в основе всех явлений художественной культуры. Дух -абсолютная активность, он - творец, источник созидания. В сознании композитора дух принимает форму художественной
Морфология ис кусств
идеи, в которой творение искусства выходит из небытия и, получив некий творческий импульс, существует теперь независимо от композитора, объективно и автономно, как идеальная возможность исполнительской реализации. В своем идеальном существовании произведение не остается неизменным. Оно развивается и живет, испытывает духовное воздействие интерпретатора и принимает его постоянную творческую активность. В процессе артистической деятельности художественная идея отчуждает себя в материю и получает онтологическое значение в форме конкретного исполнительского варианта, но лишь для того, чтобы вернуться в свою стихию, обрести себя в духовности созерцания.
Если материализм утверждает, что осваиваемый реальный мир - это отправная точка художественного процесса, а новая, преобразованная действительность - его конечная цель и заключительный этап, то взгляды Бреле составляют прямую противоположность материалистической теории. Искусство выходит из духа и вновь превращается в сознание, - подчеркивает она.
Здесь в объективно-идеалистической концепции Бреле постепенно начинают выкристаллизовываться субъективно-идеалистические мотивы. Звук - это особая «актуальность», он воспринимается «не отдельно от нас», а только «как результат нашего собственного действия». Звучание воспринимается «лишь через чувства, которые оно вызывает в душе» и, стало быть, «зависит от нас» [1, с. 8]. И хотя кажется, что вызывающее его к жизни действие и делает его некоей объективностью, «это совсем не та объективность», которой обладают реальные предметы.
Нетрудно заметить, что здесь мы имеем дело с влиянием так называемой психологической школы, смешивающей пер-цептные и объектные грани искусства. Бреле исходит из того, что акустические и оптические свойства художественного произведения якобы не присущи ему объективно, а «конструируются» в процессе эстетического созерцания. От этой ошибки остается только один шаг до серьезного заблуждения. И Бреле делает его: поскольку «мы несем произведение в себе» [1, с. 1], оно «стоит столько, насколько оценивает его созерца-
429 |
Лекция XIII
тель» [1, с. 69] (курсив наш. - Е. Г.). От идеалистического принципа тождества мышления и бытия - через смешение онтологических свойств предметов с их отражением в сознании людей - к полному отрицанию объективной ценности явлений художественной культуры. Таков логичный путь мыслительного процесса, «автономного» по отношению к объективной диалектике бытия.
А вот и теория музыкального времени - еще одно естественное следствие все той же методологии идеализма. Ж. Бреле различает «физическое», «психическое» и «музыкальное» время. «Физическое» (часовое) время - это условная длительность, в которую все «погружено» и которая поддается точному измерению. Оно может проявиться в метрономных индикациях в качестве примерного ориентира для постижения внутренней структуры музыкального процесса. «Психологическое время» - это конкретная, интуитивно постигаемая непрерывность, в которой мы живем и которая характеризует субъективную духовную жизнь человека. Оно течет быстрее или медленнее в зависимости от нашего психологического состояния и не поддается точному измерению. «Музыкальное время» - это то, что устанавливает неизменный структурный порядок произведения, следование друг за другом его элементов, фаз и частей.
Духовным отцом Бреле в этой части ее концепции справедливо считают Анри Бергсона. Уже в своих ранних работах он стремился доказать полную несостоятельность естественнонаучного понимания жизни, процесса развития, законов движения и в особенности времени. Действительность невозможно измерить, сосчитать или расчленить. Всякое реальное изменение есть изменение неделимое. «Есть изменения, но нет меняющихся вещей: изменчивость не нуждается в подпоре. Есть движения, но нет необходимости в неизменяемых предметах, которые движутся: движение не предполагает собой движущегося тела» [7]. Так называемое движение вещи, считает Бергсон, есть в действительности не что иное, как «движение движения». Именно эта неделимая непрерывность изменчивости и составляет истинную длительность. Иррациональная сущность всего существующего - это длительность или «конкретное время».
430 |
Морфологи я__искуппТ1:.
Как здесь не вспомнить Бреле, утверждающую, что время - это сущность музыки? «Музыка, - часто повторяет она, - это искусство времени, то есть субъективности» [1, с. 7]. И поскольку «реальность времени субъективна», основным таинством искусства является именно эта связь.
Не будем специально останавливаться на ее воззрениях относительно так называемого вневременного времени, которое представляет собой такую же бессмыслицу, как и «деревянное железо». В полном соответствии с методологией А. Бергсона и его метафизикой, истолковывающей изменения как абсолютно непрерывный и постепенный процесс увеличения или уменьшения, Бреле отрывает время от материи и движения и рассматривает его как некую подсознательную основу психического.
Оставим же общую характеристику исполнительского процесса, каким он представляется Жизель Бреле, и перейдем к оценке ее взглядов на произведение исполнительского искусства. И хотя в своих трудах о музыкальном исполнении Ж. Бреле не употребляет этого термина, это не должно нас смущать: ведь само понятие о продукте исполнительской деятельности у нее, конечно, имеется.
Бреле близка к пониманию произведения исполнительского искусства как продукта художественной деятельности исполнителя. Она не уловила дифференциацию исполнительского процесса на собственно деятельность и ее продукт и не точна, когда сам процесс исполнения характеризует как художественное творение. Но она совершенно права там, где указывает на их тесную связь, акцентирует внимание на подлинно творческом характере исполнительского искусства.
Ж. Бреле не только хорошо осознает взаимосвязь исполнения и интерпретации, но (кстати сказать, это выгодно отличает ее от многих современных исследователей) и не отождествляет их целиком. Она правильно отмечает, что интерпретация (понятая как истолкование) присутствует в любом акте художественного творчества - в сочинении (в том числе при разработке темы, создании переложения и транскрипции), в процессе исполнения и восприятия. Но, к сожалению, Ж. Бре-
431 |
Лекция XIII
ле оставляет без внимания ряд вопросов, имеющих существенное значение для определения специфики исполнительского творчества: существуют ли различные типы интерпретации, что отличает эту процедуру в исполнительском искусстве от аналогичных операций в других областях и т. п.
Ж. Бреле достаточно глубоко осмысливает произведение исполнительского искусства как явление вторичное и относительно самостоятельное. Подтверждением этому может служить ее точка зрения на правомерность (или «законность») процесса исполнения, в котором должны присутствовать как элементы «строгого соблюдения», так и элементы творчества. Вторичность исполнительского процесса выявляется также и в том, что сам характер исполнительской деятельности обусловливается особенностями творчества автора произведения; в то же время относительная самостоятельность исполнения (то есть определенная независимость от результатов первичного творчества) обнаруживается в его тяготении к культуре современной эпохи.
Ж. Бреле подходит к произведению исполнительского искусства как к некоему качественно определенному, относительно замкнутому целому и вместе с тем как к «открытой», «разомкнутой» системе. Она близка к пониманию связи произведения исполнительского творчества с явлениями общественной жизни, уделяет серьезное внимание вопросам его адаптации к современным конкретно-историческим условиям. Но «разомкнутость» продукта исполнительского творчества Бреле трактует сравнительно узко, связывает его лишь с проявлениями духа, самим искусством, культурно-художественными и исполнительскими традициями. В ее теории нет и намека на социальную детерминированность искусства и его связь с объектом отражения. Где только возможно, Бреле стремится его «очистить» от всяких «внешних», «нехудожественных» влияний.
Именно поэтому она абсолютно не в состоянии осмыслить произведение исполнительского искусства как общественную, культурно-художественную ценность. Ж. Бреле не замечает социального статуса искусства, хотя его онтологическую природу во многом осмысливает верно, угадывая объективную
432 |
МорфОЛОГИЯ ИСКУ ССТВ»
диалектику взаимосвязи результата исполнительского творчества и продукта первичной художественной деятельности. Этим мы и завершаем анализ спорного, но в целом содержательного труда Жизель Бреле. Можно предположить что при всех свойственных этой книге методологических недостатках имя ее автора займет достойное место в ряду исследователей творческой сущности исполнительского процесса.
ЛИТЕРАТУРА
О. Ь'т1егргё1а1юп сгёа1псе. Езза1 зиг Гехёсийоп тиз1са!е. - Т. 1. Ь'ехёсиНоп е! Гоеиуге; Т. 2. Ь'ехссиИоп еЬ Гехргеззюп. -Р.: Ргеззез итуегзНа1гез с!е Ггапсе, 1951.
Корыхалова 77. 77. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе // Музыкальное исполнительство. -Вып. 7. - М., 1972. - С. 83.
Корыхалова Н. 77. Звукозапись и проблемы музыкального исполнительства // Музыкальное исполнительство. - Вып. 8. -М., 1973. -С. 109.
Гершкович 3. И. Онтологические аспекты произведения искусства // Творческий процесс и художественное восприятие. - Л., 1978.
6. 7. |
Лисса С. Проблема времени в музыкальном произведении // Интерпретация и музыкальный образ. - М., 1965. - С. 330. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. - М., 1895. - С. 170. Бергсон А. Восприятие изменчивости // Собр. соч.: В 5 т. -СПб., 1913-1914. - Т. 4. - С. 22.
433
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
1. Линейный принцип построения ис
тории искусств и теория локальных
цивилизаций.
2. Творческий метод, направление, те
чение, школа и стиль как катего
рии историко-художественного про
цесса.
2.1. Сущность творческого метода и
его структура.
2.2. Художественное направление,
течение, школа, стиль.
2.3. Идейно-эстетические ориента
ции и принципы художествен
ного творчества в исторической
перепек тиве.
2.4. Твор ческий метод и мировоззре
ние художника.
2.5. Исполнительский идеал, испол
нительский метод, исполни
тельский стиль.
3. Эстетическое и художественное вос
питание.
4. Студент и эстетика.
Лекция XIV
1. Линейный принцип построения истории искусств и теория локальных цивилизаций
Глубинный смысл меняющихся способов художественного формообразования уже не первую сотню лет вызывает самый живой интерес у философии истории искусства. За рамками историко-художественного процесса всегда скрывается более масштабная история. Игнорирование ее измерений опасно: история искусства начинает рассыпаться на множество
434 ____ Эстетическое и художественное разви тие_обтЧоста
случайных стилевых процессов, художественных культур и эпох, невесть как связанных между собой. Философский анализ истории искусства призван осмыслить, действительно ли художественный процесс закономерно распадается на отдельные и самодостаточные явления и циклы, или он имеет единую направленность и состоит из последовательно сменяющих друГ друга ступеней. Не удивительно, что в философии культуры возникли две активно противоборствующие концепции. Первая трактует историко-художественный процесс как однолинейное и прогрессивное восхождение от одного этапа развития к другому, а вторая, сложившаяся как отрицание монотонной картины планомерных и однонаправленных изменений во всемирном масштабе, сводит решение проблемы к теории локальных цивилизаций, исключающей линейный характер прогресса и ставящей под сомнение единство развития культур.
Элементы будущей концепции стадийной общественной эволюции появились еще у Гесиода (УШ-УИ века до н. э.), представившего историю человечества как последовательную смену * золотого», «серебряного», «медного» и «железного» веков, а также у Конфуция и в раннем индийском буддизме. Греческий историк Полибий (204-122 до н. э.) выделял четыре периода развития («монархию», «тиранию», «аристократию» и «охлократию», то есть господство черни), а Августин (354-430 н. э.) - шесть (по аналогии с божественным сотворением мира в течение шести дней).
Существование этапов общественной истории признавали Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639). X. Келлер Целлариус (1634-1706) ввел в научный обиход деление западноевропейской истории на эпохи Древности, Средневековья и Нового времени. Джамбаттиста Вико (1668-1744) утверждал, что каждая из сменяющих друг друга цивилизаций состоит из божественной (догосударственной), героической (связанной с господством аристократии), демократической (в виде республики или конституционной монархии) эпох и заканчивается разрушением. Ш. Монтескье пришел к выводу о смене догосударственного периода «естественного права» эпохой «общественного договора». Он впервые стал применять термин «феодализм» и охарактеризовал его как опре-
435 |
Лекция XIV
деленную стадию общественной эволюции. Ж. Руссо говорил о единой линии в развитии человеческого рода от его естественного состояния («золотого века» или детства) - через стадию юности - к старости, одряхлению и упадку в условиях современной цивилизации. Ж. Кондорсе делил историю на девять эпох, а К. Сен-Симон - на двенадцать.
Родоначальник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) развивал идею о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества, которые в конечном счете определяют и все изменения в общественной жизни. Для первой (теологической) стадии характерно стремление людей объяснять все происходящее на основе религиозных представлений. Вторая (метафизическая) стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы исследованием причинно-следственных связей, что, по Конту, впрочем, недостижимо. И, наконец, последняя (позитивная) стадия создает предпосылки для возникновения подлинной науки об обществе, которая должна содействовать его рациональной организации.
Гегель интерпретировал множество культур как конкретно-исторические ступени саморазвития абсолютного духа. Маркс провозгласил конечной целью своего «Капитала» открытие экономического закона движения современного общества. Марксова теория общественной формации вычленяет отдельные ступени поступательного исторического развития. Формация - это социально-производственный организм с особыми законами возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социально-производственный организм. Каждой формации присущи свой способ производства, свой тип производственных отношений, специфический характер общественного труда, исторически обусловленные устойчивые формы общности людей и отношений между ними. При этом решающим признаком общественной формации, который в конечном счете определяет и все остальные ее черты, является способ производства материальных благ. Смена способов производства вызывает смену экономических формаций.
Создание Марксом теории экономической формации было отчасти подготовлено предшествующим развитием науки.
436 |
Эстетическое и художественное
Однако мировоззренческий подход, составляющий суть исторического материализма, длительное время применялся в нашей отечественной науке об обществе начетнически, догматически, на уровне знаний 150-летней давности. Ряд положений марксизма либо устарел, либо был возведен в ранг непреложной и неприкасаемой истины, в результате чего подвергался многолетней вульгаризации. Не стала исключением и теория общественно-экономических формаций, особенно в ее сталинской трактовке, весьма упрощенной и опошленной.
Видный русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948) принял марксову критику буржуазного общества и называл капиталистический строй «бесчеловечным», однако решительно отвергал «позитивистскую концепцию истории» или «экономический материализм». На рубеже 1900-х годов Бердяев примыкал к так называемому легальному марксизму. В дальнейшем он пришел к отрицанию идеи прогресса и представлений о целенаправленности и осмысленности истории и обратился к религиозной философии. Бердяев считал, что в концепции экономического материализма исторический процесс оказывается окончательно выхолощенным и обездушенным. Установка, согласно которой единственной подлинной основой истории становится процесс материального производства и накопления, а все остальное объявляется несущественным, второстепенным, казалась ему совершенно неприемлемой.