Определение размера запаса

Пожалуй, эта операция является наиболее сложной и противоречивой. Если речь идет об определении размера запасов материально-технических ресурсов для промышленного производства, то основным критерием необходимого объема запасов является портфель заказов на готовую продукцию и прогноз сбыта готовой продукции. В сфере сбыта определение размера запасов товаров является значительно более сложной проблемой, поскольку главной задачей здесь является прогнозирование рыночного спроса.

Для прогнозирования спроса, величина которого определяет объем товарных запасов, гарантирующих бездефицитную работу торгового предприятия, применяются уже рассмотренные ранее три группы методов: экономико-математические методы, технико-экономические расчеты и эвристические методы.

37. взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики.

1. Оптимизация ассортиментного состава запаса в логистических системах. Большое влияние на результаты бизнеса оказывает распределение ассортиментного состава запасов в различ­ных эшелонах логистических систем. Запасы товаров, пользующихся высоким спросом и имеющих высокую долю в прибыли предприятия, необходимо размещать максимально близко к клиенту. По этим товарам следует иметь глубокий внутригрупповой ассортимент, создавать страховые запасы. Товары, пользующиеся низким спросом, размещают выше по цепи товародвижения, т. е. в центральных складах. Поставка товаров этой группы, приносящей высокую прибыль, должна орга­низовываться по принципу "точно в срок". Работу с товаром, пользующимся высоким спросом, но приносящим небольшую прибыль, необходимо критически анализировать и реорганизовывать с целью сокращения затрат и соответствующего увеличе­ния прибыли. Товары, пользующиеся небольшим спросом и принося­щие низкую прибыль, следует, по возможности удалять из ассортимента.

2. Концентрация запасов как метод их сокращения. Большое влияние на совокупные издержки системы распределения имеет количество используемых складов. Увеличение количества складов является выражением стремления фирм быть представленными непосредственно на местном рынке. Широкая сеть складов позволяет фирме поддерживать необходимый уровень обслуживания клиен­тов. В то же время развитая сеть складов это более высо­кие совокупные запасы, особенно страховые, и более высокая цена единицы товара на складе.

3. Страховые запасы в логистике. Общий страховой запас предприятия складывается из нескольких видов: - страховые запасы на случай задержки товара в пути, - страховые запасы на случай непредвиденного возрастания спроса

38.

Основные функции складов в логистических системах Пepeмeщeниe мaтepиaльныx пoтoкoв в лoгиcтичecкoй цeпи нeвoзмoжнo бeз кoнцeнтpaции в oпpeдeлeнныx мecтax нeoбxoдимыx зaпacoв, для xpaнeния кoтopыx пpeднaзнaчeны cooтвeтcтвyющиe cклaды. Склaды - этo здaния, coopyжeния и paзнooбpaзныe ycтpoйcтвa, пpeднaзнaчeнныe для пpиeмки, paзмeщeния и xpaнeния пocтyпившиx нa ниx тoвapoв, пoдгoтoвки иx к пoтpeблeнию и oтпycкy пoтpeбитeлю. Склaды мoжнo paздeлить нa двe ocнoвныe гpyппы: cклaды нa yчacткe движeния пpoдyкции пpoизвoдcтвeннo-тexничecкoгo нaзнaчeния (cклaды гoтoвoй пpoдyкции пpeдпpиятий-изгoтoвитeлeй, cклaды cыpья и иcxoдныx мaтepиaлoв пpeдпpиятий - пoтpeбитeлeй пpoдyкции пpoизвoдcтвeннo-тexничecкoгo нaзнaчeния, и cклaды cфepы oбpaщeния пpoдyкции пpoизвoдcтвeннo-тexничecкoгo нaзнaчeния); cклaды нa yчacткe движeния тoвapoв нapoднoгo пoтpeблeния (cклaды пpeдпpиятий oптoвoй тopгoвли тoвapaми нapoднoгo пoтpeблeния, нaxoдящиecя в мecтax пpoизвoдcтвa этиx издeлий, и cклaды, нaxoдящиecя в мecтax иx пoтpeблeния). К ocнoвным фyнкциям cклaдa мoжнo oтнecти cлeдyющиe: пpeoбpaзoвaниe пpoизвoдcтвeннoгo accopтимeнтa в пoтpeбитeльcкий в cooтвeтcтвии co cпpocoм - coздaниe нeoбxoдимoгo accopтимeнтa для выпoлнeния зaкaзoв клиeнтoв; cклaдиpoвaниe и xpaнeниe пoзвoляeт выpaвнивaть вpeмeннyю paзницy мeждy выпycкoм пpoдyкции и ee пoтpeблeниeм и дaeт вoзмoжнocть ocyщecтвлять нeпpepывнoe пpoизвoдcтвo и cнaбжeниe нa бaзe coздaвaeмыx тoвapныx зaпacoв. Хpaнeниe тoвapoв в pacпpeдeлитeльнoй cиcтeмe нeoбxoдимo тaкжe и в cвязи c ceзoнным пoтpeблeниeм нeкoтopыx тoвapoв; yнитизaция и тpaнcпopтиpoвкa гpyзoв. Мнoгиe пoтpeбитeли зaкaзывaют co cклaдoв пapтии "мeньшe, чeм вaгoн" или "мeньшe, чeм тpeйлep", чтo знaчитeльнo yвeличивaeт издepжки, cвязaнныe c дocтaвкoй тaкиx гpyзoв. Для coкpaщeния тpaнcпopтныx pacxoдoв cклaд мoжeт ocyщecтвлять фyнкцию oбъeдинeния (yнитизaцию) нeбoльшиx пapтий гpyзoв для нecкoлькиx клиeнтoв, дo пoлнoй зaгpyзки тpaнcпopтнoгo cpeдcтвa; пpeдocтaвлeниe ycлyг. Очeвидным acпeктoм этoй фyнкции являeтcя oкaзaниe клиeнтaм paзличныx ycлyг, oбecпeчивaющиx фиpмe выcoкий ypoвeнь oбcлyживaния пoтpeбитeлeй. Сpeди ниx: пoдгoтoвкa тoвapoв для пpoдaжи (фacoвкa пpoдyкции, зaпoлнeниe кoнтeйнepoв, pacпaкoвкa и т.д.); пpoвepкa фyнкциoниpoвaния пpибopoв и oбopyдoвaния, мoнтaж; пpидaниe пpoдyкции тoвapнoгo видa, пpeдвapитeльнaя oбpaбoткa (нaпpимep, дpeвecины); тpaнc-пopтнo-экcпeдициoнныe ycлyги и т.д. 39.Логистический процесс на складе. Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает: снабжение запасами, контроль за поставками, разгрузку и приемку грузов, внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов, складирование и хранение грузов, комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку, транспортировку и экспедицию заказов, сбор и доставку порожних товароносителей, контроль за выполнением заказов, информационное обслуживание склада, обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).. Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части: 1) операции, направленные на координацию службы закупки; 2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; 3) операции, направленные на координацию службы продаж. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении складатоваром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой продаж и имеющейся мощностью склада. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборотсклада. Разгрузка и приемка грузов При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис поставки»), Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения. Проводимые на данном этапе операции включают: - разгрузку транспортных средств, - контроль документального и физического соответствия заказов поставки, - документальное оформление прибывшего груза через информационную систему, - формирование складской грузовой единицы. Внутрискладская транспортировка Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемнотранспортных машин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным. Складирование и хранение Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования — эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования (раздел 8.4) и, в первую очередь, складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемнотранспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования. Процесс складирования и хранения включает: а) закладку груза на хранение, б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий, в) контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают: а) получение заказа клиента (отборочный лист), б) отбор товара каждого наименования по заказу клиента, в) комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом, г) подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель), д) документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа, е) объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных, ж) отгрузку грузов в транспортное средство. Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляется через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада. При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требование к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке). Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя. Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тараоборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график обмена ими с потребителями. Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охватывает: - обработку входящей документации, - предложения по заказам поставщиков, - оформление заказов поставщиков, - управление приемом и отправкой, - контролирование наличности на складе, - прием заказов потребителей, - оформление документации отправки, - диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки, - обработку счетов клиентов, - обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем, - различную статистическую информацию. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных услуг: - сортировку товаров, - полную проверку качества поставляемых товаров, - фасовку и упаковку, - замену заказанного товара (изменение заказа), - экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки, - информационные услуги, - заключение договоров с транспортными агентствами; так и послепродажных услуг: - установку изделий, - гарантийное обслуживание, - обеспечение запчастями, - временную замену товаров, - прием дефектной продукции и замену ее. Рациональное осуществление логистического процесса на складе — залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться: 1) рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процессапереработки груза; 2) эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада; 3) использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемнотранспортных машин; 4) минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способностисклада; 5) осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки; 6) максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информации, и т.д. Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционированиясклада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа — использоваться для улучшения организации логистического процесса.  
   

40. Требования к складским процессам

Правильно организованный технологический процесс работы склада предприятия оптовой торговли должен обеспечивать:

четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки товаров;

эффективное использование средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;

рациональное складирование товаров, обеспечивающее максимальное использование складских объемов и площадей, а также сохранность товаров и других материальных ценностей;

выполнение требований по рациональной организации работы зала товарных образцов, складских операций по отборке товаров с мест хранения, комплектованию и подготовке их к отпуску;

четкую работу экспедиции и организацию централизованной доставки товаров покупателям;

последовательное и ритмичное выполнение складских операций, способствующее планомерной загрузке работников склада, и создание благоприятных условий труда.

При разработке планировок складских помещений необходимо соблюдать следующие основные требования:

максимально использовать складские площади и объемы;

обеспечивать соответствие ширины проходов между технологическим оборудованием техническим характеристикам используемых механизмов;

иметь центральные проходы, обеспечивающие свободный поворот в них напольных подъемно-транспортных средств и встречное их движение;

располагать участки приемки с той стороны склада. откуда происходит основное поступление товаров а участки комплектования - с той стороны склада, откуда производится основной отпуск товаров;

движение грузопотоков должно быть организовано с таким расчетом, чтобы встречные перевозки были сведены к минимуму;

учитывать соблюдение правил охраны труда техники безопасности и противопожарной безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: