Построения

Логистические информационные системы подразделя­ются на три группы:

• плановые;

• диспозитивные (или диспетчерские);

• исполнительные (или оперативные).

Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональны­ми, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональ­ные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми сво­ими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных, информационных систем.

Плановые информационные системы. Эти системы со­здаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных, решении стратегическо­го характера. Среди решаемых задач могут быть следую­щие:

— создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

— управление условно-постоянными, т.е. малоизменя­ющимися данными;

— планирование производства;

— общее управление запасами;

— управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти систе­мы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистичес­ких систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

— детальное управление запасами (местами складиро­вания);

— распоряжение внутрискладским (или внутризаводс­ким) транспортом;

— отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создают­ся на уровне административного или оперативного управ­ления. Обработка информации в этих системах произво­дится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном мас­штабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент време­ни и своевременно выдавать соответствующие админист­ративные и управляющие воздействия на объект управле­ния. Этими системами могут решаться разнообразные за­дачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.

В соответствии с принципами системного подхода лю­бая система сначала должна исследоваться во взаимоотно­шении с внешней средой, а уж затем внутри своей структу­ры. Этот принцип последовательного продвижения по эта­пам создания системы, должен соблюдаться и при проектированиилогистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (см. рис.1).

Первый уровень — рабочее место, на котором осуществ­ляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. гру­зовая единица, деталь или любой другой элемент матери­ального потока.

Второй уровень — участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

Третий уровень — система транспортирования и пере­мещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья постав­щиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются зада­чи, связывающие логистическую систему с совокупным ма­териальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт — производство — снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выда­чей необходимых требований в систему материально-тех­нического обеспечения предприятия. Этим плановые сис­темы как бы «ввязывают» логистическую систему во вне­шнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализи­руют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информацион­ные системы, относящиеся к различным группам, интегри­руются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между пла­новой, диспозитивной и исполнительной системами посред­ством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и испол­нительных системах посредством горизонтальных инфор­мационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информаци­онных систем заключается в следующем:

— возрастает скорость обмена информацией;

— уменьшается количество ошибок в учете;

— уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

— совмещаются разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных сис­тем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные прин­ципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифи­цированный функциональный узел радиоэлектронной ап­паратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать уни­фицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную фун­кцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных мо­дулей позволит:

— обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управле­нии;

— повысить эффективность функционирования логис­тических информационных систем;

— снизить их стоимость;

— ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания систе­мы. Логистические информационные системы, построенные на базе современных электронных систем, как и другие ав­томатизированные системы управления, являются посто­янно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информа­ционной системой функций и количества решаемых за­дач. При этом следует иметь ввиду, что, определение эта­пов создания системы, т.е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие ло­гистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

3. Принцип четкого установления мест стыка. «В мес­тах стыка материальный и информационный поток пере­ходит через границы правомочия и ответственности отдель­ных подразделений предприятия или через границы само­стоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных за­дач логистики».

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфи­ческих требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек — машина».

13. Информационный поток — это совокупность циркули­рующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Инфор­мационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Существуют следующие виды информационных пото­ков (рис.2):

• в зависимости от вида связываемых потоком сис­тем: горизонтальный и вертикальный;

 
 


Рис.2. Виды информационных потоков в логистике

• в зависимости от места прохождения: внешний и внут­ренний;

• в зависимости от направления по отношению к логи­стической системе: входной и выходной.

Информационный поток может опережать материаль­ный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

• опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

• опережающий информационный поток в прямом на­правлении — это предварительные сообщения о предстоя­щем прибытии груза;

• одновременно с материальным потоком идет инфор­мация в прямом направлении о количественных и каче­ственных параметрах материального потока;

• вслед за материальным потоком во встречном на­правлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материально­го потока.

Управлять информационным потоком можно следую­щим образом:

• изменяя направление потока;

• ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема;

• ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством об­рабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята дво­ичная единица — бит.

Реалии отечественной хозяйственной практики свиде­тельствуют о необходимости создания информационной инфраструктуры, которая позволила бы собирать, органи­зовывать и транспортировать информацию в соответствии с поставленными целями. Наличие инфраструктуры позволит осуществить комплекс работ по оперативной идентифика­ции, стандартизации источников информации, ее обработ­ки и передачи. Это вполне достижимо путем создания ком­пьютерной сети охватывающей сферы производства, потреб­ления и обращения.

В «традиционной» и уже отходящей на второй план в развитых странах концепции организации материально-технического снабжения функции собственно снабжения (закупок) всегда были отделены от функций производства, складирования, маркетинга и сбыта. Они подчиняются раз­ным структурам управления (соответственно: коммерчес­кой, производственной и сбытовой) и слабо связаны между собой (такая связь обнаруживается — и то эпизодически — лишь на уровне генерального управления фирмой иди пред­приятием). Это приводит к глубокому разделению задач названных служб (в этом отношении данная система на­поминает отечественную схему организации снабжения предприятий).

Следствием такой организации является положение, когда задачи управления транспортом, складированием и мате­риальными потоками решаются недостаточно, так как они находятся в компетенции конкретных подразделений, ко­торые в рамках крупных предприятий больше конкуриру­ют между собой за фонды и место в иерархии, чем подчиняются единой системе ценностей и целей. Это видно из анализа деятельности производства, которое стремится ис­пользовать собственное складское хозяйство с соответству­ющими резервными запасами и противостоять непрерыв­ному давлению системы рынков на производство. Задачи сбыта приводят к необходимости ориентации на потреби­телей, а следовательно, степень готовности к поставкам продукции на рынок становится критерием оценки эф­фективности управления.

Рассмотренная система организации может возникать и работать в условиях рыночной экономики, когда слож­ность задач снабжения и транспортировки невысока и когда затраты, связанные с решением этдх задач, относительно низки, а влияние услуг, предоставляемых системой снаб­жения, складирования и транспорта сравнительно невели­ко. Слабая взаимосвязь отдельных сфер деятельности при неизбежных ошибках их согласования ведет к завышению складских запасов и оборотных фондов, диспропорции про­изводственных мощностей, неполноте исходной информа­ции при принятии альтернативных решений типа «произ­водить или покупать», а также к неравноценной загрузке отдельных производственных линий.

Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, который связыва­ет снабжение, производство и сбыт. Она охватывает управ­ление всеми процессами движения и складирования ре­альных товаров на предприятии, позволяя обеспечит сво­евременную доставку этих товаров в необходимых количествах, комплектации, качестве из точки из возник­новения в точку потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом. Для этого система материаль­ного обеспечения производства подвергается общей иерар­хической структуризации. Подзадачи материального обес­печения: транспортировка, перегрузка, складирование и распределение — выполняются с помощью существенно автоматизированных функциональных элементов. Комби­нация этих элементов в подсистеме образует сетевую струк­туру, которая представляет подобласти материального обес­печения производства.

Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные процессы. Эта проблема реша­ется путем создания соответствующего информационного базиса. Сюда относятся «актуальные обзоры» фондов (на­личие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания и простоев, соблю­дения сроков). Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов и передают эти сведе­ния далее для интерпретации. Логистическая система предъявляет к своей «измерительной» сети следующие требования:

• быстрый и надежный, ручной или автоматизирован­ный сбор данных о транспортных средствах и средствах производства;

• структурирование внутрипроизводственной информа­ционной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную информацию о ходе производственных процессов по каждому из участков.

Таким образом, управление транспортом в целом, а так­же функциями создания промежуточных запасов и скла­дирование (в смысле системы материального обеспечения) может быть централизовано, причем полностью автомати­ческие технологические элементы (высотные склады, без­машинныетранспортные системы, манипуляционные сис­темы) интегрируются в общий процесс с помощью единых интерфейсов. В ряде случаев на производстве отдельных компаний после выполнения мероприятий по организации сетей информационной логистики и их автоматизации не получают сколько-нибудь значительного эффекта. Как правило, это происходит там, где современным принципам логистического подхода не соответствует организационная структура принятия стратегических решений. Это еще раз доказывает, что организация логистических цепей являет­ся комплексной задачей, требующей своего решения на всех уровнях руководства компанией.

Так как качество планирования растет вместе с ростом полноты информации и скорости обработки данных, внут­ренняя структура производственных систем материально­го обеспечения последовательно оснащается пунктами уп­равления, снабженными мощными вычислительными ма­шинами, которые объединяются в единую сеть. Связь таких пунктов управления с окружающей их средой через интерфейсы вычислительных машин и системы беспроводной связи представлена на рис.4.

Система сбора производственных данных — важный ком­понент бездокументного информационного потока. Вместе с тем, для сферы стратегического управления производством только такой сбор данных, ориентированный на получение сведений о его состоянии (объемы, времена, пункты), уже недостаточен. Требуется оценка этой информации для обес­печения возможных административных реакций, вытека­ющих из сравнения заданных целевых и параметрических систем предприятия.

Принципиальная схема автоматизированного материаль­ного и информационного потока производственной компа­нии, включающая прохождение управляющих импульсов заказа до сбыта, может быть описана следующим образом. Организационная структура компании, занимающаяся пла­нированием и управлением сбытом (УС), принимает зака­зы на поставку продукции фирмы. С помощью исполни­тельных систем (компьютеризованные конторы) заказы об­рабатываются, учитываются и регистрируются с помощью введения текста в персональные компьютеры и его обра­ботки. Затем заказы передаются в сферу разработок и да­лее — в систему планирования и управления разработка­ми. Осуществление конструкторских проработок по полу­ченному заказу берет на себя система автоматического проектирования.

По мере конструирования заказанного изделия оформ­ляются запросы на необходимое для изготовления сырье, материалы и узлы. Все отсутствующее на складах компании заказывается у поставщиков. По мере необходимости детали и материалы передаются в производство. Управление про­цессами осуществляется с помощью систем управления закупками и складированием. Техническое исполнение пе­редачи предметов снабжения в зону производства берут на себя автоматизированные системы складирования, вклю­ченные в структуру автоматизированного производства.

14. Совершенствование управления информа­ционными


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: