ЧТО ИЗУЧАЕТ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА |
Tepмин «социальная педагогика» был введен в обращение немецким педагогом Л. Дистервегом в середи-не XIX в. Возникновение социальной: педагогики как отдельной от-расли научного знания относят к рубежу XIX—XX вв. и увязывакют ее с научной деятельностью немецкого философа Пауля Наторпа (1854—1924 гг.). Наряду с Наторпом большой вклад в формирование этой отрасли педагогического знания внесли ученые разных стран. В их числе: Ш. Фурье (Франция), И.Г. Песталоцци (Швейцария), Д. Дьюи (США.), К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой (Россия) и другие.
Так что же такое социальная педагогика? В чем ее сущность? Что является «объектом и предметом ее исследования? Каковы ее функции? Опираясь на точки зрения разных ученых, по пытаемся ответить на эти вопросы.
Среди исследователей отсутствует единство в трактовке понятия «социальная педагогика».
Так, немецкий ученый Е.Молленхауер сводит смысл социальной педагогики к помощи молодежи в адаптации к социальной среде, против состоянию негативным отклонениям от норм поведения. По мнению В.Д. Семенова (Екатеринбург), социальнал педагогика — это наука о воспитательных влияниях социальной среды.
|
|
Известный российский ученый в области социальной педагогики А.В. Мудрик считает, что «в самом общем виде социальную педагогику" можно рассматривать как науку, изучающую социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни». (Мудрик А.В. Социальная педагогика. М, IW. С. 3).
В книге «Социальная педагогика: вопросы теории и практики» {Арнольдов А.И., Бочарова В.Г. и др. М., 1994) социальная педагогика рассматривается как наука, которая как бы «очеловечивает», педагогизирует социальную работу, наука, которая рассматривает человека в личностно-средовом контексте, в органическом единстве индивидуально-психологического и социального, как открытую постоянно меняющуюся систему. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания призвана заложить основы педагогического мышления, сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные (с точки зрения педагогической целесообразности) решения. В этом смысле иногда понятие «социальная педагогика» интерпретируется как «педагогика социальной работы».
Однако «социальная педагогика» и «педагогика социальной работы» — понятия неравнозначные. «Сферы социальной педагогики и социальной работы перекрещиваются, но не совпадают. Во всяком случае педагогика социальной работы — только часть социальной педагогики» (Предмет и функции социальной педагогики / Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998. С. 13).
|
|
В большинстве своем мнения ученых сходятся в том, что социальная педагогика охватывает проблемы, связанные с социальным воспитанием всех членов общества, с социальной работой и социальной политикой. Социальная педагогика — наука комплексная, интегративная, имеющая выходы в практику на разных уровнях и в разных сферах.
В обобщенном плане социальную педагогику можно рассматривать как отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, способах и методах социализации личности и ее адаптации в среде обитания, о выявлении, умножении и использовании педагогического потенциала социума (семьи, учреждений, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц) в целях развития личности и гармонизации отношений субъектов социальной среды.
«Объектом, т.е. той областью действительности, которую изучает данная наука, является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий» (Предмет и функции социальной педагогики / Под ред. Г.Н. Филонова G. 9). Социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности в широком социальном аспекте, под влиянием всей совокупности социальных факторов и опирается на положение о том, что образование — часть социальной среды, а социально-педагогическая инфраструктура — часть социальной структуры - общества.
Предметом социальной педагогики выступают педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество. Социальная педагогика изучает цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы социального воспитания, условия и способы, стимулирующие социальное становление личности, взаимодействие человека и социума, его становление как полноценного члена общества, развитие его сущностных сил, дарований, способностей к интеграции в общество и адаптации в меняющихся условиях социальной среды.
Социальная педагогика воспринимает человека, независимо от возраста и социального положения, как данность, обладающую определенными личностными характеристиками (качествами) и способную в пределах физических и интеллектуальных возможностей к мобилизации своего потенциала, к самодвижению в социально значимом направлении, самореабилитации и адаптации в новых условиях жизнедеятельности, к переходу в новое качественное состояние. Социальная педагогика рассматривает человека в единстве и взаимосвязи физического, психического и социального.
Социальная педагогика имеет свое предметное поле, свои задачи. Она рассматривает процесс развития человека на основе всей совокупности его социальных взаимодействий, его социальное становление, социализацию, т.е. усвоение отдельным индивидом социальных норм и требований и развитие на этой основе ектов личностных качеств, как гражданственность, социальная ответственность, социальная устойчивость, социальная мобильность, коммуникативность и ряда других. Естественно, что с иных позиций эти процессы изучают и другие науки: философия, педагогическая антропология, социология образования, общая и школьная педагогика, этнология, этнография, этнопсихология. Но только социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности в широком социальном аспекте, под влиянием всей совокупности социальных факторов.
ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ |
Обобщенно можно определить следующие задачи, стоящие перед социальной педагогикой:
- научное обеспечение социализации личности в гармоническом единстве с ее индивидуальным развитием; - педагогическое регулирование отношений, влияющих на процессы социализации и развития личности;
|
|
- преобразование социально-педагогической действительности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, ее социализации, развития и успешной интеграции в общество;
- исследование возможностей многопланового влияния педагогической науки на социум и процесс социализации личности;
- изучение способов и условий использования и умножения педагогического потенциала социума. Рождение социальной педагогики как науки является своеобразным ответом на общественную потребность в теоретических и прикладных исследованиях проблем взаимодействия человека и быстро изменяющейся окружающей его среды. Дело в том, что в конце XIX в. под влиянием глобальных изменений в обществе обострились социально-педагогические проблемы в микросреде. Кардинальные преобразования в обществе и промышленном производстве, рост городов, войны, (миграция, быстрое и болезненное социальное расслоение общества на бедных и богатых повлекли за собой разрушение семей, ценностных ориентаций, детскую безнадзорность, рост детской преступности и многие другие негативные явления.
Предпосылки формирования социальной педагогики как отдельной отрасли научного педагогического знания постепенно вызревали и в недрах российского общества. Исследования ученых убедительно подтверждают мысль о том, что теоретические истоки социальной педагогики кроются в многовековой массовой практике воспитания детей, подростков, молодежи; в народной педагогике, в этнопедагогиках, в трудах выдающихся отечественных философов, педагогов, психологов: Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, К.Д. Ушинс-кого, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.
Однако становление российской социальной педагогики как отдельной отрасли социальной практики и научного знания произошло только в последние 15— 20 лет, ибо официально считалось, что в СССР не было острых социальных проблем.
В настоящее время в России идет процесс становления социальной педагогики. Ведется работа по выявлению, изучению и обобщению опыта социально-педагогической деятельности, по разработке философ-ско-методологической основы социальной педагогики как науки, практики и учебного предмета. Много внимания уделяется выявлению наиболее общих закономерностей процесса социализации личности и его проектированию. Проводится большая работа по изучению и практическому использованию педагогического потенциала социума, по проектированию и формированию социально-педагогической инфраструктуры и по другим актуальным направлениям социальной педагогики.
|
|