Педагогики

ЧТО ИЗУЧАЕТ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Tepмин «социальная педагогика» был введен в обращение немецким педагогом Л. Дистервегом в середи-не XIX в. Возникновение социальной: педагогики как отдельной от-расли научного знания относят к рубежу XIX—XX вв. и увязывакют ее с научной деятель­ностью немецкого философа Пауля Наторпа (1854—1924 гг.). Наряду с Наторпом большой вклад в формирование этой отрасли педагогического знания внесли ученые раз­ных стран. В их числе: Ш. Фурье (Франция), И.Г. Песталоцци (Швейцария), Д. Дьюи (США.), К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой (Россия) и другие.

Так что же такое социальная педагогика? В чем ее сущность? Что является «объектом и предметом ее ис­следования? Каковы ее функции? Опираясь на точки зрения разных ученых, по пытаемся ответить на эти во­просы.

Среди исследователей отсутствует единство в трак­товке понятия «социальная педагогика».

Так, немецкий ученый Е.Молленхауер сводит смысл социальной педагогики к помощи молодежи в адапта­ции к социальной среде, против состоянию негативным отклонениям от норм поведения. По мнению В.Д. Се­менова (Екатеринбург), социальнал педагогика — это наука о воспитательных влияниях социальной среды.

Известный российский ученый в области социаль­ной педагогики А.В. Мудрик считает, что «в самом об­щем виде социальную педагогику" можно рассматривать как науку, изучающую социальное воспитание челове­ка, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни». (Мудрик А.В. Социальная педагогика. М, IW. С. 3).

В книге «Социальная педагогика: вопросы теории и практики» {Арнольдов А.И., Бочарова В.Г. и др. М., 1994) социальная педагогика рассматривается как наука, ко­торая как бы «очеловечивает», педагогизирует соци­альную работу, наука, которая рассматривает челове­ка в личностно-средовом контексте, в органическом единстве индивидуально-психологического и социаль­ного, как открытую постоянно меняющуюся систему. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания призвана заложить основы педагогического мышления, сформировать способности и умения при­нимать в социальной практике наиболее эффективные (с точки зрения педагогической целесообразности) ре­шения. В этом смысле иногда понятие «социальная пе­дагогика» интерпретируется как «педагогика социаль­ной работы».

Однако «социальная педагогика» и «педагогика со­циальной работы» — понятия неравнозначные. «Сферы социальной педагогики и социальной работы перекре­щиваются, но не совпадают. Во всяком случае педаго­гика социальной работы — только часть социальной педагогики» (Предмет и функции социальной педаго­гики / Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998. С. 13).

В большинстве своем мнения ученых сходятся в том, что социальная педагогика охватывает проблемы, свя­занные с социальным воспитанием всех членов обще­ства, с социальной работой и социальной политикой. Социальная педагогика — наука комплексная, интегративная, имеющая выходы в практику на разных уров­нях и в разных сферах.

В обобщенном плане социальную педагогику можно рассматривать как отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, способах и методах социализации личности и ее адаптации в среде обитания, о выявлении, умножении и использовании пе­дагогического потенциала социума (семьи, учреждений, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц) в целях развития личности и гармонизации отношений субъ­ектов социальной среды.

«Объектом, т.е. той областью действительности, которую изучает данная наука, является процесс раз­вития человека в социуме на основе всей совокупнос­ти его социальных взаимодействий» (Предмет и функ­ции социальной педагогики / Под ред. Г.Н. Филонова G. 9). Социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности в широком социальном аспек­те, под влиянием всей совокупности социальных фак­торов и опирается на положение о том, что образова­ние — часть социальной среды, а социально-педагоги­ческая инфраструктура — часть социальной структуры - общества.

Предметом социальной педагогики выступают педаго­гические аспекты социализации человека, его адапта­ции в социуме и интеграции в общество. Социальная педагогика изучает цели, содержание, сущность, прин­ципы, методы и формы социального воспитания, ус­ловия и способы, стимулирующие социальное станов­ление личности, взаимодействие человека и социума, его становление как полноценного члена общества, развитие его сущностных сил, дарований, способнос­тей к интеграции в общество и адаптации в меняющих­ся условиях социальной среды.

Социальная педагогика воспринимает человека, не­зависимо от возраста и социального положения, как данность, обладающую определенными личностными характеристиками (качествами) и способную в преде­лах физических и интеллектуальных возможностей к мо­билизации своего потенциала, к самодвижению в со­циально значимом направлении, самореабилитации и адаптации в новых условиях жизнедеятельности, к пе­реходу в новое качественное состояние. Социальная пе­дагогика рассматривает человека в единстве и взаимо­связи физического, психического и социального.

Социальная педагогика имеет свое предметное по­ле, свои задачи. Она рассматривает процесс развития человека на основе всей совокупности его социальных взаимодействий, его социальное становление, социа­лизацию, т.е. усвоение отдельным индивидом социальных норм и требований и развитие на этой основе ектов личностных качеств, как гражданственность, со­циальная ответственность, социальная устойчивость, социальная мобильность, коммуникативность и ряда других. Естественно, что с иных позиций эти процес­сы изучают и другие науки: философия, педагогичес­кая антропология, социология образования, общая и школьная педагогика, этнология, этнография, этно­психология. Но только социальная педагогика рассмат­ривает процесс формирования личности в широком социальном аспекте, под влиянием всей совокупнос­ти социальных факторов.

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Обобщенно можно определить следующие задачи, стоящие пе­ред социальной педагогикой:

- научное обеспечение соци­ализации личности в гармоничес­ком единстве с ее индивидуальным развитием; - педагогическое регулирование отношений, влияю­щих на процессы социализации и развития личнос­ти;

- преобразование социально-педагогической действи­тельности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, ее социализации, развития и успешной интеграции в общество;

- исследование возможностей многопланового влия­ния педагогической науки на социум и процесс со­циализации личности;

- изучение способов и условий использования и ум­ножения педагогического потенциала социума. Рождение социальной педагогики как науки явля­ется своеобразным ответом на общественную потреб­ность в теоретических и прикладных исследованиях про­блем взаимодействия человека и быстро изменяющейся окружающей его среды. Дело в том, что в конце XIX в. под влиянием глобальных изменений в обществе обо­стрились социально-педагогические проблемы в мик­росреде. Кардинальные преобразования в обществе и промышленном производстве, рост городов, войны, (миграция, быстрое и болезненное социальное рассло­ение общества на бедных и богатых повлекли за собой разрушение семей, ценностных ориентаций, детскую безнадзорность, рост детской преступности и многие другие негативные явления.

Предпосылки формирования социальной педагоги­ки как отдельной отрасли научного педагогического знания постепенно вызревали и в недрах российского общества. Исследования ученых убедительно подтвер­ждают мысль о том, что теоретические истоки соци­альной педагогики кроются в многовековой массовой практике воспитания детей, подростков, молодежи; в народной педагогике, в этнопедагогиках, в трудах вы­дающихся отечественных философов, педагогов, пси­хологов: Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, К.Д. Ушинс-кого, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леон­тьева и др.

Однако становление российской социальной педа­гогики как отдельной отрасли социальной практики и научного знания произошло только в последние 15— 20 лет, ибо официально считалось, что в СССР не было острых социальных проблем.

В настоящее время в России идет процесс станов­ления социальной педагогики. Ведется работа по вы­явлению, изучению и обобщению опыта социально-педагогической деятельности, по разработке философ-ско-методологической основы социальной педагогики как науки, практики и учебного предмета. Много вни­мания уделяется выявлению наиболее общих законо­мерностей процесса социализации личности и его про­ектированию. Проводится большая работа по изучению и практическому использованию педагогического по­тенциала социума, по проектированию и формирова­нию социально-педагогической инфраструктуры и по другим актуальным направлениям социальной педаго­гики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: