Преимущества АМП перед подшипниками трения вытекают из двух основных присущих им особенностей:
- отсутствия механического контакта между вращающейся и неподвижной частями машины;
- наличия электронной системы управления.
Перечень преимуществ и вытекающих из них полезных технических следствий приведён в табл. 9.3.1.
Таблица 12. Положительные свойства АМП.
Преимущество | Следствие |
Отсутствие механического контакта | |
Отсутствие изнашивания | Неограниченный ресурс; снижение расходов на обслуживание и ремонт |
Отсутствие смазки | Отсутствие системы подготовки и подачи масла; экологическая чистота |
Высокие скорости вращения | Снижение габаритных размеров машины; высокоскоростные технологии |
Низкое энергопотребление | Снижение эксплуатационных расходов за счет экономии электроэнергии; малая отдача теплоты в окружающую среду; малый коэффициент трения |
Возможность работы в экстремальных условиях | Работа в вакууме, при низких и высоких (от -150 до +450°С) температурах, в агрессивных средах, а также в сверхчистых технологиях |
Большой зазор | Невосприимчивость к загрязнению |
Наличие электронной системы управления | |
Контролируемость положения оси ротора | Возможность создания контролируемых микроперемещений ротора в зазоре; самоцентрирование ротора и отсутствие вибраций вследствие дисбаланса; возможность создания системы активного гашения колебаний ротора |
Регулируемость жесткости и демпфирования подвеса | Высокая точность позиционирования; облегченный переход через критические скорости; отсутствие шума и вибраций |
Возможность использования датчиковых сигналов для контроля параметров рабочего процесса | Контроль скорости вращения; контроль нагрузки на подшипники; контроль положения ротора; контроль дисбаланса и балансировки ротора |
Электрическую мощность, потребляемую подвесом в обмотках электромагнитов и усилителями мощности приблизительно можно рассчитать по формуле
|
|
(9.1)
где - потребление энергии, Вт,
М - масса ротора, кг.
В качестве примера энергосбережения можно привести, что ротор в 1000 кг при использовании гидродинамических подшипников мощность на трение и снабжение маслом составляет 150 кВт, а при использовании АМП, согласно формуле (9.1), всего около 1 кВт. Несмотря на ряд преимуществ, АМП обладает и некоторыми недостатками, не позволяющими ему окончательно вытеснить традиционные подшипники трения из конструкций общего машиностроения.
Недостатки АМП:
- наличие внешнего источника электроэнергии;
- относительно высокая сложность в управлении;
- относительно низкая несущая способность;
|
|
- высокая стоимость, вызванная наличием электронного блока управления.
Анализируя приведенные выше достоинства и недостатки АМП применительно к компрессоростроению можно сделать выводы, что использование их позволяет улучшать турбокомпрессора в сторону увеличения частот вращения роторов (в данном проекте частота задана заводским техническим заданием), а также дает возможность применения в специальных условиях (повышенные требования к чистоте компрессора или, наоборот, высокий уровень загрязнения подшипников).