Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский Государственный Технический Университет
А.А. Жуков, О.В. Милёхина
Проектирование информационных систем в экономике: формирование требований и
Разработка общесистемных проектных решений
Методические указания по выполнению курсового проекта
для студентов IV курса факультета бизнеса и заочного факультета
по курсу «Проектирование информационных систем»
Новосибирск 2008
Методические указания разработаны на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080801 - Прикладная информатика в экономике.
Составители: ст.преп. Жуков А.А.,
канд.экон.наук, доц.каф.ЭИ Милехина О.В.
Рецензент: канд. технич.наук, доцент кафедры ЭИ Анисимов В.А.
Ó Новосибирский государственный
технический университет, 2008
Содержание
Введение | |
Технология формирования технического задания на информационную систему | |
Общие сведения | |
Назначение и цели создания (развития) системы | |
Характеристика объекта автоматизации | |
Требования к системе | |
Требования к видам обеспечения | |
Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы | |
Порядок контроля и приемки системы | |
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие | |
Требования к документированию | |
Источники разработки | |
Проектирование информационного обеспечения информационных систем | |
Перечень входных сигналов и данных | |
Перечень выходных сигналов и данных | |
Организация информационного обеспечения | |
Список литературы |
Введение
В восьмом семестре студенты изучают множество взаимосвязанных дисциплин. Желательно рассматривать во всех дисциплинах один объект автоматизации (ОА). Это позволит рассмотреть объект с различных точек зрения, более глубоко провести анализ объекта автоматизации и разработать проект по автоматизации информационных процессов, например, в курсе «Теория систем и системный анализ» можно рассмотреть организационную структуру ОА, выбрать вариант рассмотрения ОА (структурный или процессный), построить дерево целей, разработать структуру информационной системы (ИС) для ОА и т.д.
Организация курсового проектирования
Курсовой проект (КП) выполняется в рамках учебного процесса, предполагается, что студент заинтересован в повышении своей профессиональной подготовки и выбрал область деятельности, где он предполагает прилагать свои силы после окончания университета.
В течение первой недели студент самостоятельно выбирает тему КП. Староста группы собирает информацию о темах и руководителях у студентов своей группы, и на второй неделе передаёт сформированный список преподавателю, ответственному за руководство КП в группе. Студенты, не сформировавшие себе тему КП, получают тему у преподавателя, ответственного за курсовое проектирование в группе.
В соответствии с графиком работы над КП студенты обязаны сдать на проверку разработанный раздел КП. Проверку раздела преподаватель выполняет в течение 3-х рабочих дней. Результаты проверки отражаются на титульном листе, если указано «к защите» или «к защите с доработкой» студент обязан исправить замечания и считать разработку раздела завершённой, если указано «на доработку» выполняется работа над ошибками и раздел сдаётся на повторную проверку. Все доработки разделов после проверки отражаются на обратной стороне предшествующего листа в рукописном (читабельном) виде, т.е. перепечатки разделов запрещены.
При несвоевременной сдаче разделов преподаватель имеет право выполнять проверку в течение 2-х недель. После завершения разработки всех разделов проводится публичная защита КП в комиссии, состоящей из руководителей КП. Решение комиссии считается окончательным и может быть обжаловано только у заведующего кафедрой. Заседания комиссии по защите КП формируется в соответствии с графиком учебного процесса. При несвоевременной сдаче КП комиссия формирует дополнительное расписание приёма КП с учётом загрузки преподавателей.
Цель курсового проекта - получение практических навыков выполнения проектных работ на различных стадиях разработки и оформления проектной документации.
Темы курсовых проектов должны быть связаны с ИС в производственном менеджменте. В качестве ОА выбирается структурное подразделение, рабочее место или бизнес-процесс, например, автоматизированное рабочее место (АРМ) начальника цеха, АРМ работника БТЗ, информационная система (ИС) механообрабатывающего цеха, ИС отдела снабжения, планирование работ в цехе [6-32]. Помимо этого в качестве тем могут рассматриваться методы (инструменты) проведения научных исследований в предметной области или инструменты для автоматизации отдельных функций объекта автоматизации. Во второй группе тем предполагается разработка АРМ исследователя или АРМ проектировщика.
Консультации по предметной области проектируемой ИС преподавателями, осуществляющими руководство курсовым проектированием, не предусмотрены. Преподаватели отвечают только за оформление проектной документации. При защите КП комментарии комиссии по раскрытию (виденью) предметной области носят субъективный характер и на оценку по КП не влияют.
Структура курсового проекта. Курсовой проект должен содержать следующие разделы:
ü введение;
ü техническое задание на разработку;
ü проектирование обеспечивающих подсистем;
ü проектирование постановок задач;
ü технологическая сеть проектирования;
ü литература;
ü приложения.
Введение представляется на одной странице и отражает актуальность и новизну рассматриваемого ОА и применяемых методов проектирования (объектного, подсистемного, элементного, индивидуального) с логическим обоснованием выбранного метода.
Техническое задание может оформляться в двух вариантах:
1. При использовании каскадной методологии проектирования ТЗ оформляется по ГОСТ 34.602-89;
2. При использовании спиральной методологии проектирования (RAD – технология) по соответствующей методике. В силу того, что RAD – технология используется при быстрой разработке ИС, RAD – технология используется при быстрой разработке ИС, в этом варианте выполнения КП должны быть представлены диаграммы в Rational Rose, и вместо ТЗ оформлен документ видение.