Основные понятия: виды искусства, синкретизм, фольклор, пространственные, временные, пространственно-временные искусства, изобразительные и выразительные искусства, монофункциональные и бифункциональные искусства, синтез искусств, простые и сложные искусства.
Искусство как система отдельных видов. Синкретизм первобытного искусства. Народное и профессиональное искусство.
Современная система видов искусства и ее классификация. Пространственно-временная структура видов. Образная структура видов. Функциональная структура видов. Синтез искусств и синтетические искусства.
Тема 13.Эстетика постмодернизма.
Основные понятия: модерн и постмодерн, массовость и элитарность, мультикультурность, размывание границ, полисемантичность, игра, декон-струкция, мозаичность, «смерть» автора, постмодернистская ирония, шизоанализ, ризома, симулякр, лабиринт.
Культура в ХХ веке. Модерн и постмодерн. Мультикультурность как основание состояния постмодерна. Основные характеристики и специфические черты культуры постмодерна. Искусство постмодерна. Основные категории постмодернистской эстетики.
|
|
Тема 14. Эстетическое и художественное воспитание.
Основные понятия: эстетическое воспитание, художественное воспитание, зрительская квалификация, искусство как средство воспитания.
Соотношение эстетического и художественного воспитания. Эстетическое как освоение и как самовыражение. Цель эстетического воспитания. Система эстетического воспитания.
Воспитательная функция искусства. Воспитание художника и воспитание зрителя. Понятие зрительской квалификации и уровни восприятия искусства. Специфика искусства как средства воспитания. Воспитательные возможности искусства и их реализация в современной школе.
Аннотация теоретического курса дисциплины
№ п. п | Тема лекции | Выходные данные базового учебника | Ссылка на страницы базового учебника |
1. | Предмет этики и эстетики. | Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учеб. для студ. вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарики, 2005. Этика: учеб. для студ. вузов / Под ред. Гусейнова А.А. и Дубко Е.Л. – М.: Гардарики, 2007. Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. | 9-29 41-223 5-32 21-142 |
2. | Сущность морали. | Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учеб. для студ. вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарики, 2005. Этика: учеб. для студ. вузов / Под ред. Гусейнова А.А. и Дубко Е.Л. – М.: Гардарики, 2007. | 29-40 289-393 |
6. | Профессиональная этика | Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учеб. для студ. вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарики, 2005. | 378-390 |
7. | Сущность эстетического. | Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. | 143-179 |
8. | Основные категории эстетики. | Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. | 193-254 |
9. | Искусство в системе культуры. | Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. | 255-274 |
10. | Художественный образ. | Бычков В.В. Эстетика / В.В.Бычков. – М.: Гардарики, 2005. | 281-290 |
5.3. Содержание семинарских и практических занятий
|
|
Тема 2. Сущность морали.
Основные понятия: мораль, субъект и объект морали, нравственная потребность, императивность, неинституциональность, нравственная норма, саморегуляция, должное и сущее, общественное мнение, уровни нравственной мотивации, этикет.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое мораль и зачем она нужна в обществе.
2. Специфика нравственных отношений.
3. Основные виды нравственных противоречий и нравственные способы их разрешения.
4. Нравственная норма: сущность, особенности, функции.