Использование программы Excel существенно облегчает процесс решения задачи.
Как показано на рисунке 3.3, в ячейки D3-F7 заносятся затраты на перевозку единицы груза от каждого поставщика к каждому потребителю. Запреты на перевозки по соответствующим каналам гарантируются введением значительно большей по сравнению с остальными стоимости (в данном случае – 1000).
Потребности потребителей вводятся в ячейки D10-F10. Запасы поставщиков – в В13-В17.
В ячейках С13-С17 насчитываются суммарные перевозки каждого поставщика, а в G15-G17 – разницы между этими перевозками и фактическими запасами поставщиков. Эти разности должны быть равны нулю.
Рисунок 3.3 – Пример организации исходных данных транспортной задачи
для использования Excel
В ячейках D11-F11 вычисляется суммарное количество грузов, получаемое каждым потребителем, а в D19-F19 – разности между потребностями и фактическим получением грузов. Эти разности так же должны быть равны нулю.
Целевая функция – суммарные затраты на перевозки определяются произведениями фактических перевозок на соответствующие затраты, что записывается в ячейку G20.
После введения исходных данных следует нажать «сервис», «поиск решения» и заполнить открывшиеся окна так, как это показано на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 – Поиск решения транспортной задачи
Здесь в окне «ограничения» в первой строке записываются тривиальные ограничения – требования неотрицательности искомых переменных.
Во второй строке – требование точного удовлетворения потребностей потребителей.
В третьей строке – требование полного исчерпания запасов поставщиков.
Пример окончательного решения задачи приведен на рисунке 3.5.
Рисунок 3.5 – Пример окончательного решения транспортной задачи