Семинар 7 Художественная теория и практика Нового времени (XVII - XVIII вв.)

Художественные идеалы Возрождения

1. Прекрасное в трактате Н. Кузанского "О красоте".

2. Красота и гармония у Л. Б.Альберти.

3. Философия искусства Леонардо да Винчи.

ЛИТЕРАТУРА

Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. - М.,1935. - Т.2 (6, 10 книги).

Кузанский Н. О красоте // Эстетика и жизнь. Вып. 6. - М.,1979.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2-х томах. - М.-Л., 1935.

Леонардо да Винчи. Избранное. - М.,1952.

Эстетика Ренессанса в 2-х томах - М., 1981.

Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М., 1989.

Баткин Л. М. Категория разнообразия у Л.-Б. Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма // Советское искусствознание - 81. - М., 1982. - Вып. 1.

Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1987. - Ч.1.

Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М.,1986. - С. 236-278, 285-327.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978. - С. 276-285, 291-351, 381-389.

Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. - М.,1982. - Вып.7.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключено различие красоты и украшения у Альберти?

2. Почему Леонардо говорит о живописи как о "божественной науке"?

СЕМИНАР 8.

Художественная теория и практика Нового времени (XVII - XVIII вв.)

I. ЭСТЕТИКА АНГЛИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Представления о вкусе в английской эстетики (Д. Юм, А. Джерард, Т. Рид, Э. Берк)

2. Теория воображения Дж. Аддисона.

3. Учение о красоте Ф. Хатчесона. Соотношение прекрасного и возвышенного у Э. Берка.

II. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА НЕМЕЦКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Г.Э. Лессинг о различии между поэзией и изобразительным искусством в "Лаокооне".

2. И. В. Гете о природе искусства ("О правде и правдоподобии в искусстве", "Простое подражание природе. Манера. Стиль", "О Лаокооне").

3. Ф. Шиллер о наивной и сентименталистической поэзии ("О наивной и сентименталистической поэзии").

4. Игра как выражение специфической особенности эстетического отношения у Ф. Шиллера ("Письма об эстетическом воспитании человека").

ЛИТЕРАТУРА

Аддисон Дж. "Спектейтор" // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. - М., 1982.

Батте Ш. Начальные правила словесности в 4-х томах. - М., 1807.

Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. - М., 1979.

Буало Н. Поэтическое искусство. - М., 1957.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе вещей. - Л., 1940.

Винкельман И.И. История искусства древности. - М., 1933.

Гердер И.Г. Избранные сочинения. - М.-Л., 1959.

Гете И.В. Собрание сочинений в 10-ти томах. - М., 1975-1980. - Т.10.

Джерард А. Опыт о вкусе // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. - М., 1982.

Дидро Д. Опыты о живописи // Эстетика и литературная критика. - М., 1980. - С. 314-370.

Дидро Д. Парадокс об актере // Эстетика и литературная критика. - М., 1980. - С. 538-590.

Дидро Д. Философские исследования о происхождении и природе прекрасного // Эстетика и литературная критика. - М., 1980. - С. 93-135.

Ж. Ж. Руссо. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании // Избранные сочинения в трех томах. М.,1961. - Т.1.

Кормин Н.А. Онтология эстетического. - М.,1992. - С.16-35.

Лессинг Г.Э. Избранные произведения. - М., 1957.

Рид Т. Лекции об изящных искусствах //Из истории английской эстетической мысли XVIII века. - М., 1982. - С. 290-312.

Рид Т. Опыт об умственных способностях // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. - М., 1982. - С. 313-321.

Фридлендер Г. Лессинг. - М., 1957.

Хатчесон Ф. О красоте, порядке, гармонии, целесообразности // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. - М., 1973.

Хогарт У. Анализ красоты. - Л., 1987.

Шефтсбери. Эстетические опыты. - М., 1974.

Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7-ми томах. - М., 1955-1957. - Т.6.

Юм Ю. норме вкуса // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. - М., 1973.

Юм Ю. Об утонченности вкуса и аффекта // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. - М., 1973.

Вопросы для обсуждения:

1. Как понимает Д. Юм "норму вкуса" и можно ли ее достигнуть?

3. Каким образом Берк характеризует состояние восторга?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: