1. Основные понятия психологии искусства: мимесис, катарсис, суггестия.
2. Психоанализ культуры и искусства. Понятие бессознательного в трудах Фрейда, Юнга, Лакана.
3. Психоаналитическая типология личности художника: шизофрения, психоз, обсессия, паранойя, истерия.
ЛИТЕРАТУРА:
Жижек С. Возвышенный объект идеологии. – М., 1999.
Лапланш, Понталис. Словарь психоаналитических понятий (любое издание).
Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1974
Фрейд З. Тотем и табу // Я и Оно: Сочинения. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2003
Фрейд З. Толкование сновидений. – Ереван: «Камар», 1991.
Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самопознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М.: Политиздат, 1991. – с. 103-118.
Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
Лакан Ж. Семинары, Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа. М., 1998.
Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. М., 1999.
Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. – СПб, Москва, 2004.
Руднев В. Словарь безумия. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.,1996.
Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.,1987.
Вопрос для обсуждения:
Прокомментируйте определение задач эстетики, данное французским теоретиком искусства и политики Жаком Рансьером:
«Дело эстетики в том, чтобы установить отношения между тем, что видится (ощущается) и тем, что говорится. Дело политики – установить отношение между тем, что делается и тем, что может быть сделано… Эстетика – способ сочленения способов действия, форм зримости этих способов действия и способов осмысления их отношений…».
СЕМИНАР 12.