В отличие от прекрасного, возвышенное как эстетическая категория характеризует свойство предметов и явлений, потенциально содержащих в себе огромные, еще не освоенные человеком силы. Сущность возвышенного состоит в его несоизмеримости с человеческими способностями созерцания и воображения, заставляя человека осознать ограниченность своих возможностей в бытии. В то же время, физически несоизмеримые, не освоенные человеком и подавляющие его явления природы (стихийные бедствия, эпидемии, различного рода аномалии), пробуждая в человеке чувство нравственного превосходства, возвышают его как духовное существо.
В этом смысле возвышенное оказывается близким трагическому, ужасному, патетическому, олицетворяя пафос творческой деятельности, борьбы и победы. Тем не менее, когда речь идет о возвышенном, возникают некоторые внешние противоречия. Так, по слову Лонгина, «возвышенное мысли, порой отмеченное в речи предельной простотой оборотов, порой простым и наполненным молчанием там, где благовоспитанный характер собеседника заставляет ждать от него высокопарности». (Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард //Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. Спб., 1997. С.225.) Анализируя эту мысль Лонгина, Лиотар определяет сущность категории возвышенного как удовольствие, смешанное с болью или возникающее от боли. Это может быть что-то великое - пустыня, гора, пирамида, или что-то могущественное - буря в океане. Извержение вулкана, пробуждающие мысли об абсолюте, который «можно лишь помыслить вне чувственной интуиции подобно Идее разума». (Лиотар Ж.-Ф. С.232)
|
|
Исследуя эту категорию, Лиотар обращается к «Философскому исследованию происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном» Эдмунда Берка (1757), где высказана принципиальная для автора мысль о том, что возвышенное вызывается к жизни опасностью того, что «больше ничего не произойдет», то есть, скорбью о приближении смерти. Эта духовная страсть приобретает у Берка имя «ужасного» (Лиотар Ж.-Ф. С. 233-234.) и связывается им с разного рода лишениями: ужас тьмы - с отсутствием света, ужас одиночества — с отсутствием другого, ужас молчания - с отсутствием языка, ужас пустоты - с отсутствием предметов, ужас смерти - с отсутствием жизни. То есть, эта категория характеризует явления в их безысходности и безнадежности, неподвластные человеку и несущие ему несчастья и гибель и неразрешимые даже на историческом уровне. С невозможностью влияния человека на судьбу связан пессимизм этой категории.
С категорией ужасного связана категория трагического, которая характеризует, в первую очередь, неразрешимые общественно-исторические конфликты, сопряженные с гибелью или тяжкими страданиями личности, утратой основополагающих жизненных ценностей, а также высшие проблемы бытия. Проявление трагического возможно лишь там, где присутствует осуществленная свобода человека. Таким образом трагическое становится результатом действий самого человека, исключая вмешательство посторонних сил. Подобное понимание трагического в античной традиции всегда сопрягалось с действием надличностных сил, именуемых роком и судьбой. Под давлением необходимости, совершая поступки и преступления, наполняясь радостью и страданием, переходя от вины к ее искуплению, от попрания человеческих законов - к возмездию, через страх и сострадание, человек освобождается от аффектов, достигая, по Аристотелю, состояния катарсиса.
|
|
Антиподом прекрасного выступает безобразное как категория, имеющая отрицательное общечеловеческое значение, как средоточие негативных характеристик бытия, и его крайняя степень - низменное.
Эстетическая категория комического, имеющая игровую, карнавальную природу, часто проявляет себя в досуговой сфере. Комическое определено Аристотелем как «ошибка и безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные» (Аристотель. «Об искусстве поэзии», М., 1957. С. 53.)Смех и ирония свойственны только человеку, они являются через его субъективную оценку происходящего, где в противоречие вступают безобразное и прекрасное, ничтожное и возвышенное, нелепое и рассудительное. Комическое исторически изменчиво и культурно опосредовано, где одни и те же формы бытия, начиная с обычаев, обрядов, развлечений и заканчивая одеждой и прической, могут являться и нормой, и некоей культурной аномалией. Смех является и механизмом изживания различных фобий, низвержения отживших кумиров. Комическое в искусстве и рекламе ассоциируется с безопасным для человека, приятным, оригинальным, праздничным, и в силу этого оказывается весьма предпочтительным.
Таким образом, в основе эстетического переживания действительности находится соотнесение реальных объектов мира с идеальными их образами, возникающими в сознании человека и культурно опосредованными. Вне этой соотнесенности реальный мир может продолжить свое бытие как объективно существующий, но лишенный эстетического значения: в нем реальность может выступать как полезная или опасная, но не сможет получить эстетический статус прекрасного или трагического. И несмотря на то, что идеал есть своеобразная форма небытия, он по своей заданности и функциональности стремится к бытийному воплощению, отвечающему творческим запросам человека. Идеалы, будучи социально-психологическим явлением, отражаются в картине мира человека, в том образе, который он воспринимает как модель должного. Причем, эта модель формируется у субъекта под влиянием вкусов той субкультурной (или шире - культурной) общности, к которой он принадлежит или с которой он себя идентифицирует. Эта система художественных вкусов и предпочтений и определяет эстетическую ценность произведения, наделяя его статусом, соответствующим статусу определенных явлений, принятых в данной культуре.