Тема 12. Неклассическая эстетика XIX века

Кризис классического рационализма как условие и причина появления неклассических эстетических парадигм. Отказ от эстетики универсальных систем. Маргинальность новой эстетики, включенность эстетических воззрений в живую ткань художественных произведений. Появление философско-эстетических практик (философский роман, рассказ, повесть, сказка, философская поэзия, живопись, графика, фотография).

Множественность направлений в эстетике и искусстве, взаимодействие романтизма и реализма. Лирическая поэзия как главный вид искусства. Феномен поэтизации мира. Поэтизация и депоэтизация (прозаизация).

Эстетизация порока. Дисгармония и иррационализм вместо гармонии. От романтизма и реализма к натурализму.

Шопенгауэр. Искусство как путь избавления от страданий и возможность возвышения над утилитарной прагматической волей. Неприкаянность красоты в безобразном реальном мире. Эстетика прекрасного как возвышенного. Гениальность как «совершеннейшая объективность». Гений как «око мироздания». Гений и фантазия. Гений и безумство.

Импрессионизм – эстетика впечатления.

Эстетика экзистенциализма. Романтические корни эстетики экзистенциализма. Погружение в художественный мир и уход от реальности как средство достижения эстетического наслаждения. Совпадение художественного творчества и восприятия. Экзистенциальное одиночество и заброшенность. Трагичность эстетической экзистенции. Несчастнейший – главный герой философии и эстетики С. Кьеркегора. Смерть эстетики прекрасного.

Ф. Ницше о природе трагического и возвышенного. Онтология искусства. Оправдание мира и бытия как эстетического феномена. Ницше о единстве аполлоновского и дионисийского начал в культуре и искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: