Своеобразие морального сознания

С самого начала подчеркну, что, говоря о структуре и функции морали, я имею в виду только то, что относится к сознанию, ибо речь пойдет о формах морального сознания, его нормативности, его функциях, его психологических особенностях, структурных образованиях и механизмах. Содержание этого раздела, таким образом, включает как нормативную этику, так и проблемы психологии морали.

В сущности почти вся этика относится именно к моральному сознанию, тогда как практика, реальное поведение, оказывается лишь воплощением морального сознания в действительности поступка. Все определяется тем, что имело место в сознании.

Причина такого подхода, на мой взгляд, в том, что этика как наука о морали порой подменяет и мораль, и нравственность как явления жизни человека и общества. Одно из следствий подобной ситуации – это морализаторство, или моралистика.

Различие в отношении к нравственности и морали обычного человека и ученого-этика в том, что для первого важнее поведение, реальные результаты взаимоотношений с другими людьми, то есть нравственность, а не то, что имело место в сознании. «Трудно определить, что лежит в основе поступка – благородный мотив или тонкий расчет», – говорил Ларошфуко. Не случайно в жизни столь значимы нравы, обычаи и культивируемые формы общения (внешняя доброжелательность, приязнь, положительные эмоции, создание атмосферы взаимопонимания, коммуникативность). И прав Гартман, говоря о том, что «мы не знаем, мимо какого богатства ежедневно проходим, не догадываемся, что теряем, что от нас ускользает, потому что проходим мимо… сверхизобилие человеческого этоса чахнет и увядает от убожества и некультурности этического взгляда – взгляда все того же человека на все тот же человеческий этос… Жизнь сегодняшнего человека лишена покоя и созерцательности, это жизнь неутомимости и спешки…» Мы часто переносим подобную поверхностность и в сферу личностного общения – с коллегами по работе, соседями, даже членами семьи.

Здесь исток неразвитости индивидуального морального сознания, его узости.

Нас, как правило, не очень заботит, как у людей, с которыми мы общаемся, связаны внешнее и внутреннее, более того, не очень-то разбираемся и в самих себе.

Исток, начало морального сознания – эмоции, чувства, а отнюдь не разум. В отечественной литературе весьма прочным оказался взгляд на эмоции всего лишь как на компенсаторный механизм, полезный лишь при неполноте знания, потребность в котором по мере развития интеллекта уменьшается. В отличие от такой трактовки ряд исследователей подчеркивают роль эмоций как энергетического ядра человеческой психики и отводят им существенную роль в сознании, понимаемом как органический сплав интеллекта, чувств и воли.

Второй существенный момент, касающийся истории возникновения морального сознания. Оно, во-первых, вторично по отношению к действию, которое объективно-нравственно, но не осознается ни как моральное, ни как ценностное, а просто объективно-полезно для группы; поэтому, во-вторых, моральное сознание возникает как общее «мы»-сознание в противостоянии к «они». Таковы парадоксы морального сознания: действия внутри группы предшествуют их осознанию, будучи объективно полезными и поэтому закрепляемыми в опыте группы.

Своеобразие морального сознания характеризуется его оценочным характером, ситуативностью, сложностью мотивации, колебаниями, нередкой переоценкой «задним числом», парадоксальностью, сочетанием категоричности требований и неопределенности результата и его последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: