Конструктивно-композиционная форма обособленной раздельной подачи изобразительных материалов читателю

К этой форме относится стопа листов - серия графических листов-оригиналов или чаще набор репродукций, дополненных вступительной статьей, списком иллюстраций и выходными сведениями, заключенными в папку.

Кодексы и гармошки, несмотря на то что в них происходит объединение изобразительных материалов, в силу специфики самой конструкции также могут успешно служить задаче обособленной подачи материалов.

Восприятие изображений в кодексе значительно отличается от восприятия изображений на отдельных листах. Оно поразворотно-динамическое. Активным взаимодействием изобразительных элементов с фоном и между собой создается изобразительная структура или изобразительный ряд, которым можно управлять средствами композиции.

Художникам, как и психологам, хорошо известно, что при восприятии любого изображения зритель не ограничивается пределами его контура. С внешней стороны изображения создается своеобразное поле «силовой» активности или поле «психологических сил», относящихся не к физической, а к психологической реальности. С увеличением расстояния от контуров изображения это поле слабеет. Указанный фактор необходимо учитывать при композиционной организации альбома. При оформлении альбомной экспозиции он приобретает особо важное значение.

Белое поле бумаги, окружающее изображение, берет на себя функцию рамы. Оно не является нейтральным по отношению к изображению, но является нейтрализующим звеном, «гасящим» внешнее поле психологических сил и изолирующим изображение от других внешних воздействий. Мы часто непроизвольно отмечаем эффекты, обусловленные действием этих психологических сил, говоря, например: «изображению тесно на листе», «слишком мало воздуха», «изображение утонуло в белом поле», «разворот очень тяжелый» и т.д. Психологически активное взаимодействие изображения и фона (в данном случае белого поля) может вызвать иллюзии тяжести или легкости, равновесия или неуравновешенности, заполненности плоскости или пустоты, сближенности или разделенности.

Для обособленной подачи изобразительных материалов на развороте помещается одно или два изображения на таком расстоянии, при котором поля внешней силовой активности гаснут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: