Макет альбома по искусству

Проект альбомного издания фиксируется в макете и записке, прилагаемой к нему. Макет помогает не только закрепить проектную идею, выбор, решение, но и почти полностью представить будущее издание. В самом процессе исполнения макета проектная деятельность активно продолжается: материализация замыслов вносит в них коррективы.

Художник предъявляет макет художественному редактору как результат своей проектной деятельности. Художественный редактор и художник обсуждают макет с ведущим редактором и автором альбома.

Часто в ходе макетирования возникает потребность несколько изменить последовательность представленных материалов, сократить или увеличить число репродукций, предложить ранее непредусмотренные связно-разделительные системы и ритмические выражения общей композиции альбома. Все это подлежит совместному обсуждению в кругу ранее названных специалистов.

Для альбомных изданий следует делать точные постраничные или типовые макеты. Точный постраничный макет исполняется в натуральную величину с обозначением мест расположения всех элементов альбома. Значительно полнее будет представление о будущем издании, когда весь ряд репродукций выразится в конкретных, проектируемого размера, фотографиях или схематических рисунках художника.

В тех случаях, когда материалы альбома подсказывают выбор простого композиционного решения, базирующегося на постоянных осях страниц и разворотов, которые указаны художником, точный постраничный макет может быть заменен типовым макетом, пользуясь которым технический редактор и работники типографий без колебаний смогут сверстать изобразительные и текстовые элементы.

С 60-х годов в альбомной продукции довольно широко распространился принцип модульной верстки. В целом он положительно влиял на конструирование альбомов по искусству; это влияние чувствуется часто и в изданиях, выполненных без помощи модульной сетки. Этот принцип в первую очередь вносит дисциплинирующее начало, придает изданию определенную строгость и четкость. Модульная верстка явилась, таким образом, довольно эффективным средством организации изобразительного ряда в альбомных изданиях. Но всякое средство обладает своим диапазоном действия и при известных условиях способно приводить к результатам, противоположным ожидаемым. Действительно, серьезная работа с модульной сеткой не освобождает художника от обязанности создания ритмического строя издания в соответствии с логикой изобразительного ряда и тем более не устраняет этой проблемы, заменяя ритм механическими подставками изображений в заранее отведенные клеточки.

Сейчас приходится иногда слышать, что метод модульной верстки иллюстраций и текстов не оправдал себя. Вероятно, не оправдал себя не сам метод, а недостаточно серьезное и глубокое овладение этим методом. Действительно, иногда прием модульной верстки становится настолько обнаженным, что выступает навязчиво как нечто самое важное в издании, как самоцель. Не все изображения и не всегда можно и нужно втискивать в жесткую схему: регламентация по модульным шагам может вступить в конфликт с масштабными и иными характеристиками оригиналов. Поскольку издание воспринимается оптически, именно художник-редактор решает, когда необходимо строго следовать модульным членениям (модульной сетке), а когда можно при необходимости отступать от непременно точной и жесткой геометричности, т.е. прибегать к «оптическим поправкам» на человеческое восприятие, к которым постоянно прибегали архитекторы. Им такие «поправки» как раз и помогали сохранить пластичность и полнокровность архитектурного образа, построенного на точных «математических» началах.

Логика рассуждений и конструктивно-композиционых построений художника, внесенная в макет слишком отвлеченно, недостаточна для окончательного решения альбома. Без впечатляющих композиционных ходов, остроумных оформительских находок и, может быть, парадоксов в строении формы внимание зрителя, особенно в массовых, познавательных и агитационно-пропагандистских изданиях, не будет напряжено и сосредоточено. Талант, одаренность и мастерство художника, выходящие за рамки логических рассуждений и проявляющиеся в интуитивных и эмоциональных выражениях в композиции внешнего и внутреннего оформления, часто приводят к острым и впечатляющим решениям. Сочетание логических построений с очарованием артистизма мастера, с элементами эмоциональной импровизации придает индивидуальность и яркую стилистическую окраску изданию.

6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: