Во второй заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу и заслуживаем нашими грехами Его гнев: «…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7, 10).
З. Что Господь обещает плачущим?
Господь обещает плачущим, что они утешатся.
Как здесь понимается утешение?
Здесь понимается утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в умиротворенной совести.
Для чего с заповедью о плаче соединено обещание утешения?
Печаль о грехах не должна доходить до отчаяния.
О третьей заповеди блаженства
Какая третья заповедь Господа для достижения блаженства?
Желающие блаженства должны быть кроткими.
Что такое кротость?
Кротость — тихое расположение духа, соединенное с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.
Преподобный Иоанн Лествичник так говорит о кротости:
«Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым.
|
|
Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.
Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся, а сама она не колеблется.
Кротость есть утверждение терпения, дверь или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного, ибо Писание говорит: “…Господь… научит кротких путям Своим ” (Пс. 24, 8–9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. “…На кого Я призрю, — глаголет Господь, — на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим” (Ис. 66, 2).
Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство Ангельское, узы на бесов и щит противу огорчений.
В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа — седалище диавола.
“А кроткие наследуют землю и насладятся преизбытком мира” (Пс. 36, 11), а неистовые во гневе потребятся от земли их.
Кроткая душа — престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства.
Тихая душа вместит слова премудрости, ибо сказано: “…Господь… будет руководить кротких в суждении” (Пс. 24, 8–9), паче же в рассуждении.
Душа правая — сожительница смирения, лукавая же — раба гордости.
Души кротких исполнятся разума, а гневливый ум — сожитель тьмы и неразумия» (50).