Кризис 3-х лет

Знаменитый кризис трех лет впервые описан Эльзой Келер в работе “О личности трехлетнего ребенка”. Ею выделены несколько важных симптомов этого кризиса (таблица 3).

Перечисленные симптомы “вращаются” вокруг выделения ребенком своего “Я”, с одной стороны, и изменения социальной ситуации – с другой. Это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми.

Таблица 3. Симптомы кризиса трех лет (по Э. Келер)

Симптомы Основные характеристики
1. Негативизм ярко выражен Проявляется чаще: – отношение не к предметной ситуации, а к человеку; – не просто нежелание выполнять какое-то указание взрослого, а стремление делать наоборот; – ребенок поступает наперекор и собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям
2. Упрямство как немотивированная настойчивость Ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Например: отказывается идти домой с прогулки только потому, что он не желает изменить свое решение
3. Строптивость Постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый. Каприз по любому поводу. Например: ребенку ничего не нравится из того, что делал он раньше (нежелание идти с мамой за руку)
4. Своеволие Ребенок все хочет делать сам, бороться за свою самостоятельность
5. Бунт против окружающих Проявляется реже: – постоянно ссорится с людьми; – очень агрессивное поведение
6. Обесценивание личности близких Близких называет бранными словами, которых раньше не употреблял. Резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними
7. Деспотичное подавление окружа-ющих Все должны удовлетворять любые желания малень-кого тирана; в противном случае – истерии и слезы. Появляется ревность, даже агрессия к младшим детям. ребенок требует постоянного внимания к себе

Проявление самостоятельности во всем том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, приобретает характер тенденции к самостоятельности; стремления действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку. Это находит свое выражение в словах “Я сам” и проявляется не только в отделении себя от своих действий, но и к отделению себя от взрослого. Возникновение стремления к самостоятельности означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым “Я хочу”.

Тенденции к немедленному осуществлению действий с предметами в раннем детстве связаны с расширяющейся активностью и безудержной исследовательской деятельностью. Многократное несовпадение тенденций к действию с реально проводимыми ребенком действиями приводит к выделению этих тенденций, к превращению их в собственные желания ребенка, могущие не совпадать с желаниями взрослого. Возникновение личных (собственных) желаний перестраивает действие, превращая его в волевое. На этой основе открывается возможность для соподчинения желаний, а следовательно, и борьбы между ними. Это же становится предпосылкой для широкого развития в следующем возрастном периоде – дошкольном возрасте – творческих типов деятельности, в которых ребенок идет от собственного замысла к его реализации.

На границе раннего детства и дошкольного возраста симптомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных пределах), то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются.

Л.И. Божович отмечала, что в период кризиса трех лет наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых) создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между “хочу” и “надо” ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения.

Таким образом, раздвоение личности может иметь свой источник уже в конце раннего детства, и игнорирование этого факта грозит в последующих возрастах усилением разрыва между знанием норм и правил поведения и непосредственным желанием их выполнять. А это, в свою очередь, может в дальнейшем отрицательно сказаться на нравственном развитии ребенка и гармоническом строении его личности.

Итак, процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде “системы Я”. В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе. Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности.

Основная стратегия поведения взрослых: сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе.

1. Если ребенок с чем-то не справляется, не давать отрицательной оценки личности: “неумеха”, “разиня” – это больно ранит самолюбие ребенка.

2. Постоянные упреки подавляют его инициативу, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность.

3. В случае неудачи необходимо подбодрить ребенка, внушить уверенность в свои силы. Например: “Ты уже так много умеешь делать”, “Я уверена, что и этому ты научишься”, “Смотри как это делается”, “Попробуй еще раз”.

4. Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей. Например: “Эх ты, у тебя не полу-чается, а вот Вова давно это умеет делать”. Дети очень ревниво относятся к похвале взрослым сверстников.

5. Не вступайте в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим. Нужно помочь ребенку справиться с самим собой; нужно чаще давать ребенку право самому выбирать, что и как он будет делать. Например: “Ты с правой или левой ноги будешь надевать колготки?”. И ребенок серьезно примет собственное решение.

Сущность кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключается во “взрыве” прежней социаль-ной ситуации развития. Д.Б. Эльконин проследил этапы развития, приведшие к этому “взрыву”. Вначале предметное действие ребенка было “мое”, но такое же, какое выполнял и взрослый. Затем ребенок “увидел” за вещью человека, а за своими действиями действия взрослого, что, в частности, выражается в назывании ребенком себя в третьем лице (“Оля взяла ложку”). Это, в свою очередь, влечет за собой выделение своего “Я”. Основное новообразование – появление у ребенка
“Я – сам”, следствием чего становится распад прежней социальной ситуации “МЫ”.

Итак, кризис трех лет – это кризис социальных отношений. Он представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а начинают выступать как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. Отделение ребенка от взрослого создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: