Психическое развитие как процесс имеет определенную временную структуру
1) Младенческий возраст (от рождения до года) – идет общение со
взрослыми, в основном с матерью. Сенсомоторное развитие
2) Раннее детство (от года до 3-х лет) –предметно –манипулятивная
деятельность. Мышление носит наглядно-действенный характер.
3) Дошкольный (от 3 до 6 лет). Деятельность игровая. Переход от
наглядно -действенного к наглядно-образному мышлению
4) Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет). Учебно-познавательная
деятельность. Развивается словесно-логическое мышление, формирование характера, развитие коммуникативных умений и навыков.
5) Подростковый (от 11 до 14 лет). Общественно-организационная,
учебная, производственно-трудовая деятельность. Складывается моральное сознание.
6) Ранняя юность (от 15 до 18 лет). Учебно-профессиональная
деятельность. Самоуважение, потребность в труде, самоутверждение, профессиональное самоопределение.
7) Юность (от 18 до 23 лет). Познавательная и профессиональная
деятельность.
8) Молодость (от 24 до 27 лет). Активная жизненная позиция,
оформление профессиональных качеств. Профессиональный опыт.
9) Зрелость (от 28 до 60 лет). Индивидуальная и творческая
профессиональная деятельность. Интеграция профессиональных качеств.
10) Пожилой возраст (от 60 до 75 лет). Потребность в передаче
опыта, в уважительном почтительном признании заслуг.
11) Старческий (от 75 до 90 лет)-домоводство, личная гигиена.
Потребность во внимании окружающих.
Каждый из возрастных периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды или кризисы, когда происходит разрушение прежней системы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы отношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.
В каждой возрастной группе происходят те социальные и психические изменения, которые определяют сознание человека, его отношение к окружающей среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.