Тема подмены истинного ложным в творчестве Бёлля (в истории, в религии, в политике, в морали, в быту). Злободневность и публицистичность произведений Бёлля

Творчество немецкого писателя Генриха Бёлля оказало огромное нравственное воздействие на жителей послевоенной Германии. Естественно, что двенадцать лет фашистского господства оказали на их сознание большое влияние. Падение режима привело к разрушению старой системы ценностей. Перед людьми встала проблема поиска нового идеала человека. Этот вопрос занимает ключевое место во всем творчестве немецкого писателя Генриха Бёлля. Герои его произведений делают нравственный выбор жизненного пути, принимая «причастие буйвола» или «причастие агнца».

ярче всего проблема выбора причастия проявляется в романе «Бильярд в половине десятого», ведущим мотивом которого является жизнь по предложенным хозяевами каждого из пространств законам и роль истинного пастыря в ней. Именно героями «Бильярда в половине десятого» формулируются многие закономерности, которые интуитивно ощущаются героями предыдущих произведений Бёлля.

«Агнцы» и «буйволы»

Принятие героями произведений Генриха Белля причастия является глубинной причиной их разделения. В тот момент, когда они становятся на путь «агнца», «буйвола» или «пастыря», они выбирают свою игру и свое пространство. После этого герои уже не может изменить свое решение и общаются с внешним миром только по правилам своего игрового пространства. Мотив игры на бильярде в романе «Бильярд в половине десятого» не случаен. Ведь герои Генриха Белля, как и бильярдные шары, не могут выйти за пределы игрового поля и поэтому всегда легко узнаваемы игроками другого пространства. Это подтверждает история служащего в отеле мальчика Гуго: «Знаете, они кричали, избивая меня: «Агнец божий»... В конце концов меня все же отправили в приют. Там меня никто не знал – ни дети, ни взрослые, но не прошло и двух дней, как меня прозвали «агнцем божьим», и мне опять стало страшно».

С пространством «агнцев» в романах Белля связан большой пласт библейской символики. «Агнцы» несут в себе идею кротости и жертвенности ради грехов человечества и тем самым напоминают Иисуса Христа. Еще одна характерная черта пространства «агнцев» — это преодоление ими искушения и соблазна. В романах Генриха Бёлля символика цвета играет особую роль. Цвет выделяет игровые пространства и маркирует границы между ними. Причастие «агнцев» иначе называется автором «белым причастием». А белый цвет — это символ света, славы и чистоты праздника. Он связан с радостью и праздничностью. Однако в то же время белый цвет имеет негативный символический аспект, в первую очередь связанный со смертью.

В «Бильярде в половине десятого» большинство «агнцев» не способны спастись в мире «буйволов». Те же, кто случайно уцелел, вынуждены играть роль или носить маску. Одной из принявших причастие «агнцев» героинь романа является жена Генриха Фемеля Иоганна. Во время войны, получая из аббатства мед, масло и хлеб, она раздавала их незнакомым людям на улицах, в то время как ее собственные дети голодали. Объясняя свой поступок, она говорила, что хотела, чтобы дети «почувствовали вкус правды на своих губах». К «агнцам» также принадлежат погибшая Эдит, её брат Шрелла и работающий в гостинице мальчик Гуго. Все они чисты душой, бескорыстны и неподвластны соблазнам.

Но у всех героев произведений Генриха Белля есть нравственный выбор, и многие из них принимают не «причастие агнца», а «причастие буйвола». Такое название не случайно. Буйвол ассоциируется с расистской, антигуманистической пропагандой древнегерманского языческого культа, так как буйволова морда — это знак старшего бога древних германцев Вотана. Одной из характеристик царства «буйволов» является то, что им дано побеждать правду. Торжество сил зла неизбежно, потому что в основе мира, по мнению Генриха Бёлля, возникло некое злое состояние, и в какой-то апокалиптический период времени эти силы торжествуют. Однако в книге Апокалипсиса сказано, что «поклонятся ему (Зверю — прим.) все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира». То есть прошедшие «причастие агнца» останутся, а люди, принявшие царство зверя, погибнут среди развалин.

Отличие агнцев и буйволов ярко проявляется в мотиве игры. Само состязание – игра в лапту – описано в «Бильярде в половине десятого» только один раз, но и тогда спортивная игра является лишь фоном для диалога между врагами. В остальных случаях состязание упоминается только в связи с «буйволами», когда важно подчеркнуть их сходство с зверями. Отказавшись от законов, данных Богом, они оставили себе законы и инстинкты животного мира. Для «буйволов» игра — это способ уйти от вечности, от законов Господа, ради получения земных благ. Игры буйволов проникнуты серьезностью и полностью лишены смеха, который для «пастырей» и «агнцев» является животворящим началом.

В мире, где правят «буйволы», ценность настоящей культуры, как и ценность человеческой жизни, минимальна. Одним из лейтмотивов в «Бильярде в половине десятого» являются римские детские гробницы. Они являются средством привлечения туристов, экскурсоводы сочиняют максимально трогательные тексты, но за каменными плитами нет настоящих могил. Такие ложные сакральные пространства притягивают к себе чаще всего молодежь, то есть тех, для кого настает время выбрать свое причастие. В то же время от погибших «агнцев» в текстах Белля чаще всего не остается даже могильных плит. Памятником невинноубиенным остаются места, где их пытали буйволы.

Для характеристики пространства «буйволов» в «Бильярде в половине десятого» используется прием, который можно назвать «парадоксальным списком». Это перечисление в рамках одного предложения реалий, относящихся к разным, часто взаимоисключающим рядам. Так, Гуго рассказывает Роберту: «…и когда они подбегали ко мне, я уже издали чуял, чем их сегодня кормили: картофелем с подливкой, жарким или капустой со шпигом; они били меня, и я думал, ради чего умер Христос, какая польза от того, что они каждое утро читают молитву, каждое воскресенье причащаются и вешают большие распятия в кухне над столом, за которым едят картофель с подливкой, жаркое или капусту со шпигом? Никакой! К чему все это, если они каждый день подстерегают меня и бьют?» Мир буйволов определяется здесь через ряд атрибутов, которые подчеркнуто, вплоть до гротеска, сращены с гастрономическими. Один из этих атрибутов – это оформленная пышной обрядностью религиозность, являющаяся предметом их гордости и одним из важнейших компонентов самоидентификации. Это также и связь с прошлым, с родом через «могилы предков». С «буйволами» в романах Генриха Белля связано все нарочито традиционное и серьезное: «образцовый» дом, «образцовое» выполнение функций всех членов семьи, ритуальное выполнение всех внешних правил тенниса и бильярда. Они охотно играют роль «настоящих», это помогает им как скрыть свою сущность, так и вытеснить из своего пространства чужаков под предлогом «ненастоящих», «нетаких». Но для «буйволов» в первую очередь важна именно внешняя сторона культа, что неприемлемо для христианства как такового, особенно в глазах агнцев и пастырей.

«Буйволы» исповедуют культ силы и презрения к достоинству человека, их основная особенность — это бессмысленная жестокость в прошлом, и демонстрация полной толерантности и одновременно полного забвения и отсутствия раскаяния в настоящем. «Когда людей напичкают «причастием буйвола», они мнят себя бессмертными», - говорит Иоганна Фемель. Большинство из «буйволов» являются второстепенными персонажами. Например, в «Бильярде в половине десятого» принявшие это причастие учитель физкультуры и затем фашистский вице-бургомистр Вакано, предавших собственную мать мясник Гретц, соученик Роберта Неттлингер находятся на втором плане. Однако именно их присутствие помогает положительным героям перейти от пассивного созерцания к действиям.

Одним из тех, кто принял «причастие буйвола», является сын Генриха Феммеля Отто. Ещё в юности сделался чужд своей семье, примкнув к кругам немецкого общества, зараженным идеями агрессии, насилия, шовинизма, готовым утопить мир в крови. От Отто осталась лишь только оболочка, его взгляд стал взглядом убийцы, а его ботинки перестали выстукивать слово «брат». Во время войны он ушел на фронт и погиб в битве под Киевом. Также причастие «буйвола» поработило семилетнего Генриха: он умер с именем «священного буйвола» - Гинденбурга — на устах. Это один из самых жутких символов романа, если учесть, какое место занимает в тексте образ ребенка, воплощающего чистоту.

Некоторым героям романов Белля еще только предстоит сделать свой выбор. Так, на решение внуков Генриха Фемеля не может повлиять голос крови, поэтому Шрелла замечает Роберту: «Ты еще не знаешь, что однажды будет с Иосифом и Рут, какое причастие примут они».

Проблема выбора причастия стоит и перед героиней романа Бёлля «Женщины у берега Рейна». После смерти Дмитрия Элизабет Блаукремер добровольно принимает причастие «буйвола». Какое-то время роль, которую она играет среди буйволов, кажется ей сносной, однако с появлением Плича она пытается сменить роль. Но, как было отмечено выше, игровое пространство в романах Белля замкнуто, поэтому героине не удается выйти из него и в итоге она погибает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: