Классические методы памяти

19Б. Классические МЕТОДЫ исследования памяти. 1-5

1.ЗАУЧИВАНИЕ –он позволяет изучать скорость и особенности формирования

ассоциативных связей между элементами в процессе заучивания. Процедура: дают

ряд бесспеленных слогов, последовательно их зачитывают, если он делает

ошибку, зачитывают снова и т.д. до тех пор пока он не выучит весь ряд до

определенного критерия (либо 1 правильное воспроизведение, либо 2 подряд)

y – кол-во заученного материала

х – номер предъявления

1 и 2 Эбингауз

2. Антиципации – позволяет более детально изучать процесс образования

ос.связей между каждыми конкретными элементами.

Процедура: 1 или небольшое количество раз предъявляют ряд слогов, после

окончания предъявления испытуемый только производит этот ряд в том порядке.

· Называет 1 слог,2,3 – забыл –подсказывают и так весь ряд с помощью

эксперементатора

· Опять начинают воспроизводить с подсказками и так до тех пор, пока

он не сможет правильно 1 или 2 раза подряд.

3.Парных ассоциаций (Калкинс)

Элементы материала располагаются попарно, как в словаре ex.англо-русский, 1

элемент пары – стимул, 2 – ответ.

Испытуемый должен запомнить пары так, чтобы при предъявлении 1 назвать 2.

· Предъявляются вначале 1 или несколько пар

Этот метод можно применять в сочетании с методом антиципации – если

испытуемый ошибается, ему говорят правильный ответ

В другом случае даже после правильного ответа называют правильный, тем самым

подкрепляя его

4.Узнавания

элементы располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать.

Заучиваемые слоги смешивают с другими слогами, прилагательные с

др.прилагательными, рисунки с др.рисунками и т.д.

Задача – просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те,

которые следует заучить.

Ex. Ряд из 10 стимулов – вначале заучивают, смешивают с новыми стимулами,

можно также применить методику множественных выборов: материал делят на 10

групп, в каждой группе: 1 правильный S и 3 новых, среди 4 S нужно выбрать

знакомый.

Вывод: узнавание пр.S становится труднее, если увеличить количество новых S

или возрастает степень сходства между пр.и нов.S.

Испытуемый может случайно выбрать пр.S, вероятность этого тем

больше, чем меньше число новых S.

Ex. Если 10 пр.S смешать с 10 нов.S., то вероятность 50%, если 10м 30S – 25%.

Еще одна вероятность случайности: тем больше, чем больше число ошибочных

узнаваний.

Ex: 10 пр.S смешаны с 30 нов.S

· Испыт.А узнает правильно 3S и у него нет ошибок

· Испыт.В ----«----3S и 5 нов. S

· Больший вес имеет узнавание А, без ошибок, чем В.

Формула Портмана – учел 2 этих поправки

М

Rс= В - —; Rc – показатель окончательного узнавания

n - 1

В – число правильных узнаваний

N – общее число предъявлений

5. Сбережения – позволяет узнать процессы сохранения или разрушения

ассоц.связей.

Процедура: 2 части

1. первоначальное заучивание

2. повторное -----«------

1. испыт.дают ряд слогов ex. Методом заучивания

2. повторное происходит через какое-то время того же самого материала,

тем же самым методом.

По результатам вычисляется коэффициент относительного сбережения

К кол-во, которое необходимо для заучивания в 1 раз – К2

Расчет: К=

K1

10 проб – 10 проб

Ex. K= Х 100%

10 проб

10 - 15

K = Х 100% = 50%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: