19Б. Классические МЕТОДЫ исследования памяти. 1-5
1.ЗАУЧИВАНИЕ –он позволяет изучать скорость и особенности формирования
ассоциативных связей между элементами в процессе заучивания. Процедура: дают
ряд бесспеленных слогов, последовательно их зачитывают, если он делает
ошибку, зачитывают снова и т.д. до тех пор пока он не выучит весь ряд до
определенного критерия (либо 1 правильное воспроизведение, либо 2 подряд)
y – кол-во заученного материала
х – номер предъявления
1 и 2 Эбингауз
2. Антиципации – позволяет более детально изучать процесс образования
ос.связей между каждыми конкретными элементами.
Процедура: 1 или небольшое количество раз предъявляют ряд слогов, после
окончания предъявления испытуемый только производит этот ряд в том порядке.
· Называет 1 слог,2,3 – забыл –подсказывают и так весь ряд с помощью
эксперементатора
· Опять начинают воспроизводить с подсказками и так до тех пор, пока
он не сможет правильно 1 или 2 раза подряд.
3.Парных ассоциаций (Калкинс)
|
|
Элементы материала располагаются попарно, как в словаре ex.англо-русский, 1
элемент пары – стимул, 2 – ответ.
Испытуемый должен запомнить пары так, чтобы при предъявлении 1 назвать 2.
· Предъявляются вначале 1 или несколько пар
Этот метод можно применять в сочетании с методом антиципации – если
испытуемый ошибается, ему говорят правильный ответ
В другом случае даже после правильного ответа называют правильный, тем самым
подкрепляя его
4.Узнавания
элементы располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать.
Заучиваемые слоги смешивают с другими слогами, прилагательные с
др.прилагательными, рисунки с др.рисунками и т.д.
Задача – просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те,
которые следует заучить.
Ex. Ряд из 10 стимулов – вначале заучивают, смешивают с новыми стимулами,
можно также применить методику множественных выборов: материал делят на 10
групп, в каждой группе: 1 правильный S и 3 новых, среди 4 S нужно выбрать
знакомый.
Вывод: узнавание пр.S становится труднее, если увеличить количество новых S
или возрастает степень сходства между пр.и нов.S.
Испытуемый может случайно выбрать пр.S, вероятность этого тем
больше, чем меньше число новых S.
Ex. Если 10 пр.S смешать с 10 нов.S., то вероятность 50%, если 10м 30S – 25%.
Еще одна вероятность случайности: тем больше, чем больше число ошибочных
узнаваний.
Ex: 10 пр.S смешаны с 30 нов.S
· Испыт.А узнает правильно 3S и у него нет ошибок
· Испыт.В ----«----3S и 5 нов. S
· Больший вес имеет узнавание А, без ошибок, чем В.
Формула Портмана – учел 2 этих поправки
М
Rс= В - —; Rc – показатель окончательного узнавания
|
|
n - 1
В – число правильных узнаваний
N – общее число предъявлений
5. Сбережения – позволяет узнать процессы сохранения или разрушения
ассоц.связей.
Процедура: 2 части
1. первоначальное заучивание
2. повторное -----«------
1. испыт.дают ряд слогов ex. Методом заучивания
2. повторное происходит через какое-то время того же самого материала,
тем же самым методом.
По результатам вычисляется коэффициент относительного сбережения
К кол-во, которое необходимо для заучивания в 1 раз – К2
Расчет: К=
K1
10 проб – 10 проб
Ex. K= Х 100%
10 проб
10 - 15
K = Х 100% = 50%